Виртуальный некрополь

Thumb 1621528531

Петляков Владимирс Михайлович

  • Дата рождения
    27 июня, 1891
  • Место рождения
    с.Самбек (ныне Некли-новский район, Ростов-ская область)
  • Дата смерти
    12 января, 1942
  • Место смерти
    Недалеко от Арзамаса
  • Кладбище
    Арское Казань ул. Николая Ершова, д. 25
  • Описание местоположения
    Центральная аллея, правая сторона, надгробный памятник из темного гранита с бюстом на высоком постаменте
  • Фото захоронения
    photo
  • Биография

    Авиаконструктор, лауреат Сталинской (ныне Государственная) премии

    Владимир Михайлович Петляков родился в семье чиновника. Окончил Московское высшее техническое училище, после чего руководитель его дипломной работы А. Туполев пригласил Петлякова к себе, в Центральный аэрогидродинамический институт.

    В конструкторском бюро Владимир Петляков участвовал в проектировании самолетов АНТ-2, АНТ-4, бомбардировщиков ТБ-1, ТБ-3, ТБ-7 и других машин. Он был одним из создателей самолета «Максим Горький», который в 1933-1934 годах был самым крупным самолётом в мире.

    В 1937 году Петляков был арестован по сфабрикован-ному обвинению в участии в работе «Русско-фашистской партии». Как многие другие арестованные авиационные специалисты, находился в заключении, работая в специальном закрытом КБ. Ему было поручено проектирование пикирующего бомбардировщика, и Петляков кратчайшие сроки справился с заданием. В 1940 году за успешную разработку новой машины был освобождён.

    Он был главным конструктором Казанского завода №22 (авиационного). Широкую известность ему при-несли две его машины – тяжёлый четырёхмоторный бомбардировщик Пе-8 и пикирующий бомбардировщик Пе-2. Эти машины делали в Казани. С 1941 по 1945 год было выпущено около 10 тысяч тактических пикирующих бомбардировщиков Пе-2. Четырёхмоторный самолёт Владимира Михайловича Петлякова, носивший вначале название АНТ-42, затем ТБ-7, а после трагической гибели своего создателя получивший по постановлению ГКО от 9 сентября 1942 года название Пе-8, был для своего времени сгустком новейших достижений техники.

    С началом Великой Отечественной войны многие рабочие и инженеры были призваны на фронт, что отрицательно сказалось на качестве производства самолётов. Петляков неоднократно обращался в высшему руководству СССР, в том числе и лично к И.В. Сталину, с просьбой вернуть с фронта всех специалистов и рабочих. 12 января 1942 года Петляков и его заместитель вылетели в Москву на двух новых самолётах Пе-2 для встречи с высшим руководством страны по этому по-воду. В районе Арзамаса, в поле возле деревни Мамешево, самолёт, в котором находился Петляков, упал и разбился. Экипаж и Петляков погибли.

    В.М. Петляков награждён двумя орденами Ленина, орденом Красной Звезды, он получил Сталинскую премию первой степени в 1941 году за разработку конструкции самолёта Пе-2. В Казани есть улица Петлякова.

    При погребении в январе 1942 года было 4 захоронения: В.М. Петляков, а также экипаж самолета Пе-2:

    летчик Овечкин Федор Алексеевич (1905 г.р.), капитан; штурман Гундоров Михаил Иванович (1921 г.р.), лейтенант;

    стрелок-радист Скребнев Василий Дмитриевич (дата рождения не установлена), сержант.

    На месте захоронения со временем был установлен надгробный комплекс, включающий гранитную стелу на такой же площадке и бюст Петлякова на постаменте

  • Источники информации
    1. (Владимир Михайлович Петляков - интернет-газета "Казанские истории") {http://history-kazan.ru/kazanskij-nekropol/16744-vladimir-mikhajlovich-petlyakov}
  • Уточнение, внесение изменений в данные:
    Любовь Владимировна Агеева , ageevalv@mail.ru