Виртуальный некрополь

Thumb 1589013962

Жилин Семен Николаевич

  • Дата рождения
  • Место рождения
    д.Прохино Орловского района Орловской области
  • Дата смерти
    21 марта, 1942
  • Место смерти
    Казань
  • Кладбище
    Окольное Казань ул. Окольная
  • Описание местоположения
  • Фото захоронения
    photo
  • Биография

    Летчик, конструктор, организатор производства (директор авиамоторного завода). Участник Великой Отечественной войны

    Семен Николаевич родился в 1901 году. Был кадровым военным, в РККА с декабря 1917 года. До войны жил в Москве.

    Получил хорошее военное образование в Ленинграде: подготовительные курсы Высшей военной автомобильно-бронетанковой школы – 1921 год; ускоренный курс автомобильно-инженерного факультета Высшей военной автомобильно-бронетанковой школы – 1922 год; основной младший технический класс автомобильной отдельной военной инженерной академии – 1923 год; военная школа летчиков наблюдателей им.Ворошилова – 1927 год; инженерный факультет военно-воздушной академии РККА им. Жуковского – 1932 год.

    Член ВКП(б) с 1920 года. В учетно-послужной карточке, хранящейся в Центральном архиве Министерства обороны РФ есть запись:

    «…Бытность в походах (где и против кого):

    – боролся против Каледина на Донбассе в составе Юзовской красногвардейской дружины красногвардейцем (ст.Харунех, ст.Юзово и др.) – декабрь 1917 – март 1918;

    – участвовал в подавлении Кронштадтского мятежа как курсант подготовительных курсов Высшей автобронетанковой школы – март 1921 года.

    Имел революционную награду: юбилейную медаль «ХХ лет РККА» (22.02.1938г)».

    Довоенная биография С.Н. Жилина насыщена. После окончания обучения в Военно-воздушной академии РККА им. Жуковского в 1932 году он назначен на должность старшего инженера научно-испытательного института ВВС РККА, где впоследствии в 1935 году становится инженером высшей квалификации. В июле 1938 года военинженер 1-го ранга Жилин постановлением Комитета Обороны СНК СССР был назначен на должность директора моторного завода № 82.

    В мае 1939 года он был награжден орденом Красной Звезды.

    По решению Комитета Обороны при СНК СССР от 31 августа 1939 года авиамоторный завод № 82 в Тушино (Подмосковье) из системы ГУ ГВФ был передан в ведение НКВД. Перед заводом и его ОКБ, одной из так называемых шарашек, в которых работали заключенные инженеры и конструкторы, была поставлена задача освоить производство мощных авиационных дизелей АН-1 Р и выпустить опытную партию в количестве 50 штук по чертежам и эталону ЦИАМ. Директором завода был утвержден военинженер 1-го ранга Сергей Николаевич Жилин.

    Перед войной на заводе числилось работающими 1635 человека, из них 343 ИТР и служащих, а также 65 заключенных ОКБ-82 НКВД, так называемая шарашка. Начало войны и приближение немецких войск к Москве вынудило руководство НКВД перевести в Казань как завод, так и ОКБ-82.

    Сергей Николаевич входил в «тысячу» – так называли в то время кадровый резерв Красной Армии. Это была довольно большая часть командно-начальствующего состава, числящегося в резерве РККА и работавшего на различных должностях в оборонной промышленности и других наркоматов, имеющих отношение к ней. Как правило, многие из них занимались мобилизационными вопросами. Время от времени специальными постановлениями правительства отдельные группы этих специалистов переводились из резерва в кадры РККА. Однако при этом места работы они не меняли, продолжая трудиться на занимаемых должностях в соответствующих ведомствах.

    Поисковики республиканского объединения «Отечество» выяснили по архивным документам, что самолет с бортовым номером 42055 принадлежал 45-й тяжелобомбардировочной авиационной дивизии (ТБАД) Авиации дальнего действия (АДД). Он был сделан в Казани в июне 1941 года и в марте 1942 года снова оказался в нашем городе. Основной экипаж к этому времени налетал уже около 80 тысяч часов. В полете 21 марта экипаж проверял надежность четырех дизельных двигателей М-30, установленных на самолет во время ремонта.

    21 марта было решено провести днем трехчасовой полет по проверке техники пилотирования старшего лейтенанта Акима Харитоновича Ковалева и испытать дизельные авиамоторы М-30, установленные на отремонтированном самолете, на надежность, на минимальные расходы топлива на высоте и другие технические параметры. Командиром корабля был назначен старший лейтенант А. Ковалев, вторым летчиком – майор М. Угрюмов. Экипаж был в уменьшенном составе (8 человек).

    В полете отказал один из четырех двигателей.

    О том, почему директор завода оказался в испытательном полете, поисковикам узнать не удалось. Нет в изученных нами источниках по истории Казанского моторостроительного производственного объединения и страниц, посвященных тушинскому моторному заводу №82. Есть только упоминание: осенью 1941 года на территорию казанского завода №27 были эвакуированы Воронежский моторный завод № 16, Московский моторный завод № 82 и Московский агрегатно-моторный завод № 219. Объединённое предприятие получило название «Завод №16».

    Цитата из статьи Ильдара Валеева о катастрофе 21 марта 1942 года:

    «Вскоре после этого с аэродрома завода был заметен самолет ТБ-7 (№42055), заходивший с южной стороны с остановленным винтом 4-го крайнего правого мотора и выпущенными щитками. Расчет на посадку был произведен с «промазом», и самолет, имея высоту над границей аэродрома в 30-40 метров, дал полный газ моторам и пошел на второй круг».

    В акте об авиакатастрофе сказано, что при уходе на второй круг «самолет стал медленно набирать высоту, идя с левым креном и скольжением влево, затем крен был убран, и бомбардировщик стало сносить вправо. На высоте около 200 м самолет резко развернуло вправо на 90 градусов без всякого крена, он потерял скорость, пошел на нос и, сделав полвитка правого штопора, врезался в землю с работающими двигателями. При ударе о землю произошел взрыв».

    Самолет врезался в землю с тремя работавшими двигателями, и в момент удара произошел разрыв топливных баков. После взрыва у экипажа не было никаких шансов уцелеть. Погибли командир корабля старший лейтенант А.Х. Ковалев, второй пилот, майор М.М. Угрюмов, командир АЭ, штурман капитан П.С. Хуртак, старший техник бортовой воентехник 1 ранга (старший лейтенант) Кудрявцев М.В., помощник борттехника – старший техник-лейтенант П.Г. Сычков, воентехник 2-го ранга, воздушный стрелок-радист старший сержант Н.Л. Андриянов, воздушный стрелок старший сержант И.С. Ключарев, директор завода № 82, военинженер 1-го ранга С.Н. Жилин.

    Аварийная комиссия, созданная после катастрофы, дала заключение, что катастрофа произошла из-за ошибки летчика «в технике пилотирования при уходе на второй круг с неработающим правым мотором и выпущенными щитками».

    Скорее всего самолет упал недалеко от аэродрома. Где конкретно, ни в одном источнике не уточняется. Экипаж был похоронен в одной могиле на Окольном кладбище Казани.

    В книге Ильи Прокофьева есть биографические статьи тех, кто в роковой мартовский день 1942 года оказался на борту самолета с заводским номером 42055.

    Аким Харитонович Ковалев, 1911 года рождения, был уроженцем Ростовской области (г.Красный Сулин). Член ВЛКСМ с 1930 года.

    Окончил Сулинскую школу. В сентябре 1931 года по разверстке райкома ВЛКСМ поступил в 1-ю объединенную авиашколу ГВФ в Батайске, в 1934 году стал пилотом.

    В марте был переведен в 22-й транспортный отряд (г.Чарджоу, Туркменская ССР) на должность пилота 3-й категории. В сентябре 1936-го – пилот 3 класса, первый пилот самолета ПС-9. В январе 1938-го – второй пилот самолета Г-2 (гражданский вариант самолета ТБ-3) в 24-м транспортном отряде (г.Ашхабад). В апреле 1938-го – первый пилот самолета Г-2. В июне 1938-го – пилот 2 класса, первый пилот самолета Г-2. В январе 1939-го – командир 22-го транспортного отряда. В 1939 году награжден знаком «Отличник Аэрофлота».

    До начала Отечественной войны – заместитель начальника Управления по летной части Туркменского управления ГВФ. В 1941 году переведен в ВВС РККА. Участник первых бомбардировок столицы Германии Берлина 10 августа 1941 года. На день авиакатастрофы – старший лейтенант, командир корабля 746-го авиаполка 45-й тяжелобомбардировочной авиационной дивизии (ТБАД) Авиации дальнего действия (АДД). Посмертно в 1945 году был награжден медалью «За оборону Москвы».

    Второй пилот – Михаил Михайлович Угрюмов – был старше, 1906 года рождения. Уроженец Арзамаса, что в Горьковской области (в настоящее время – Нижегородская). Кадровый военный – в ВВС РККА с 1936 года. Окончил Сталинградское авиационное училище.

    Майор Михаил Угрюмов в начале войны был командиром корабля в 432-м АП, а затем после ряда успешно выполненных боевых заданий был назначен заместителем командира 3-й авиаэскадрильи (АЭ) 746-го АП (новое обозначение 432-го АП). До начала войны он уже имел опыт боевой работы: в конце 30-х годов за выполнение особо важных заданий в Китае был награжден орденом Красной Звезды.

    Самый первый налет на Берлин совершила в ночь с 7 на 8 августа 1941 года особая ударная группа (15 машин) бомбардировщиков ДБ-3 (Ил-4) из состава 8-й авиадивизии (АД) ВВС Балтийского флота под командование полковника Евгения Преображенского. В 4 часа утра 8 августа после семичасового полета все бомбардировщики ДБ-3 без потерь вернулись на свой аэродром.

    Следующий налет на Берлин наметили на 10 августа. Для выполнения боевого задания особой важности было принято решение привлечь самолеты Пе-8 (ТБ-7) и Ер-2, входящие в состав 81-й бомбардировочной авиадивизии ВВС Красной армии. Командиром группы назначили Героя Советского Союза, комбрига Михаила Водопьянова. После тщательного отбора оставили 10 машин Пе-8 и 16 машин Ер-2, однако курс на Берлин взяли только 7 бомбардировщиков Пе-8 и 3 бомбардировщика Ер-2, взлетев с аэродрома в Пушкино под Ленинградом.

    Удачно стартовав в 21.58, ушел курсом на Берлин бомбардировщик Пе-8 (№ 42055) c бортовым номером 7 белого цвета под командованием майора Угрюмова. Во время полета на больших высотах у машины несколько раз останавливались дизельные моторы М-30 (АЧ-30Б), приходилось снижаться и перезапускать их.

    Долетев до Берлина, бомбили через облака. Лучи прожекторов ПВО Берлина не смогли пробить низкую облачность, поэтому зенитная артиллерия немцев вела огонь по звуку работающих двигателей самолета, почти наугад. Во время первого захода было сброшено четыре бомбы ФАБ-250 и две РРАБ-3.

    Две зависшие в отсеке бомбы сбросить не удалось даже во время второго захода на цель. По докладу экипажа, над целью на высоте 7400 м были замечены два истребителя противника. Кормовой стрелок Пе-8 обстрелял их, а майор Угрюмов быстро увел машину в облака.

    На обратном маршруте над территорией Германии удалось сбросить две застрявшие на держателях авиабомбы. После почти десятичасового полета экипаж потерял детальную ориентировку и произвел на остатках горючего вынужденную посадку в поле в районе Торжка Калининской области. В донесении командования части было сказано, что «высокое летное мастерство командира корабля майора Михаила Угрюмова и второго летчика старшего лейтенанта Акима Ковалева помогли спасти машину и экипаж».

    Однако не обошлось без потерь. При сбрасывании листовок над территорией Германии из-за нехватки кислорода погиб помощник борттехника, воентехник 1-го ранга Александр Глебович Смирнов (1913 г.р.), случайно оборвавший шланг своего кислородного прибора. Его похоронили на Казанском кладбище в Пушкино.

    Из ушедших на Берлин 10 бомбардировщиков Пе-8 и Ер-2 только 6 машин отбомбились над столицей Третьего рейха, а на аэродром в Пушкино возвратилось только две машины. Приказом Народного Комиссара обороны СССР от 17 августа 1941 года И.В.Сталина командиру корабля майору М.М. Угрюмову была объявлена благодарность, также он был награжден орденом Красного Знамени. Все члены «угрюмовского» экипажа получили денежную премию. Майор Угрюмов – в размере 3000 рублей.

    Экипаж похоронили в Кировском районе Казани, на кладбище № 1 (Окольном). Сейчас на месте захоронения стоит мраморный обелиск. Вместе с М.Угрюмовым и А.Ковалевым погибли штурман, капитан Петр Самойлович Хуртак (1906 г.р.); борттехник, воентехник 1-го ранга Михаил Васильевич Кудрявцев (1906 г.р.); помощник борттехника, воентехник 2-го ранга Петр Григорьевич Сычков (1914 г.р.); радист, старший (ст.) сержант Николай Леонтьевич Андриянов (1907 г.р.); воздушный стрелок, ст. сержант Илья Сафронович Ключарев (1911 г.р.) и инженер-испытатель, военный инженер 1-го ранга Сергей Николаевич Жилин (1901 г.р.). Следует сказать, что Сергей Жилин являлся директором 82-го авиазавода, который в августе 1941 г. был эвакуирован из Москвы в Казань, где на территории моторостроительного завода № 16 серийно выпускал дизельные авиадвигатели М-30.

    Согласно распоряжению Государственного комитета обороны (ГКО) в декабре 1941 года был назначен командиром испытательной группы по доводочным испытаниям авиационных двигателей дизельного типа на самолетах ТБ-7. На день катастрофы - майор, командир авиационной эскадрильи 746-го авиационного полка АДД.

    Михаил Михайлович был награжден: орденами Красной Звезды и Красного Знамени.

    Петр Самойлович Хуртак, 1906 года рождения, был уроженцем Украинская ССР, Черниговская область, Бобровицкий район, д.Бобровица.

    Кадровый военный – в РККА с 1 ноября 1928 года. Член ВКП(б) с 1929 года. Окончил 3-ю военную школу летчиков и летчиков-наблюдателей в 1933-м (Оренбург), курсы штурманов в Школе штурманов в 1936-м (Ейск). Участник советско-финляндской войны в 1940 году. Был награжден орденом Красного Знамени. Он тоже был участником первых бомбардировок Берлина 10 августа 1941 года.

    На момент катастрофы – капитан, штурман корабля 746-го авиаполка 45-й ТБАД Авиации дальнего действия.

    Михаил Васильевич Кудрявцев, 1906 года рождения, уроженец Ярославской области, село Вознесение, окончил вечерние курсы авиатехников при Военно-воздушной академии имени Жуковского в городе Москве в 1932 году. До войны проходил службу в 8-й школе младших авиаспециалистов Прибалтийского военного округа в должности начальника учебной части.

    На момент катастрофы – старший лейтенант (воентехник 1 ранга), старший техник бортовой 746-го авиационного полка 45-й тяжелобомбардировочной авиационной дивизии АДД.

    Петр Григорьевич Сычков начал службу в Красной Армии мотористом в 45-й крейсерской авиационной эскадрилье в звании младший комвзвода. В декабре 1938 года ему было присвоено воинское звание воентехника 2-го ранга. В апреле 1940 года направлен на должность младшего авиатехника в авиационную учебно-тренировочную эскадрилью учебного авиаполка в Военной академии командного и штурманского состава ВВС Красной Армии. В сентябре 1940 года – младший авиатехник учебного авиаполка. В марте 1942 года приказом командующего Авиацией дальнего действия ему было присвоено воинское звание старшего техника-лейтенанта. На момент катастрофы – помощник борттехника по электро- и спецоборудованию 746-го авиационного полка 45-й ТБАД Авиации дальнего действия.

    Николай Леонтьевич Андриянов, 1917 года рождения, был уроженцем Азербайджанской ССР, город Баку. На момент катастрофы – старший сержант, воздушный стрелок-радист 746-го авиационного полка 45-й тяжелобомбардировочной авиационной дивизии Авиации дальнего действия. Это все, что о нем известно поисковикам.

    Так же мало известно об Илье Сафроновиче Ключареве. Он был 1918 года рождения, уроженец Орловской (до 1944 года Курская) области, Дмитриевский район, село Балдыж. На момент катастрофы – старший сержант, воздушный стрелок 746-го авиационного полка 45-й тяжелобомбардировочной авиационной дивизии Авиации дальнего действия.

    Все они посмертно, в 1945 году, были награждены медалью «За оборону Москвы».

  • Источники информации
    1. Валеев И.А. Завод №124. Завод №22. КАПО им. С.П. Горбунова. Летчики-спытатели. Штурманы-испытатели. Перегонщики. Катастрофы. – Казань, ООО «Мастер-Гриф», 2015
    2. Прокофьев И.Г. Всех назовем поименно: Биографический каталог военнослужащих Военно-воздушных сил Красной Армии, Военно-морского флота и Гражданского воздушного флота, погибших в период Великой Отечественной войны 1941-1945 гг. на территории Республики Татарстан». – Казань. «Отечество», 2018
    3. (Окольное кладбище: братская могила на восьмерых - Казанские истории) [http://history-kazan.ru/afisha-kulturnykh-sobytij/17613-okolnoe-kladbishche-bratskaya-mogila-na-vosmerykh]
  • Уточнение, внесение изменений в данные:
    Любовь Владимировна Агеева , ageevalv@mail.ru