Виртуальный некрополь

Thumb 1588686662

Корольков Николай Львович

  • Дата рождения
  • Место рождения
    г. Пенза
  • Дата смерти
    22 декабря, 1942
  • Место смерти
    Башкирская АССР
  • Кладбище
    Арское Казань ул. Николая Ершова, д. 25
  • Описание местоположения
    Центральная аллея, могила. Похоронен вместе с летчиком Виктором Исаевым
  • Фото захоронения
    photo
  • Биография

    Военный летчик, пилот 1 класса, пилот-инструктор

    Он был кадровым военным. В 1928 году поступил курсантом в 1-ю (Пензенскую) летную школу гражданской авиации Осоавиахима СССР. В период с ноября 1931 по ноябрь 1933 года обучался в качестве курсанта-пилота во 2-й Объединенной школе пилотов и авиатехников имени Петрова Главного управления Гражданского воздушного флота. После окончания учебного заведения был направлен в город Казань на должность летчика Казанского аэропорта.

    Отличные качества летчика Николая Королькова были отмечены в 1936 году грамотой Центрального Исполнительного Комитета Татарской АССР: «…За образцовую работу, инициативу, отличные летные качества и знание материальной части, за безаварийные полеты Президиум Центрального Исполнительного Комитета Татарской Автономной Советской Социалистической республики награждает Вас настоящей грамотой…».

    В 1939 году работал пилотом в авиатранспортном отряде Московского территориального Управления главного управления ГВФ.

    С началом Великой Отечественной войны летчики ГВФ были мобилизованы в Красную Армию. В начальный период войны Н. Корольков выполнял рейсы в тыл противника по заброске парашютистов и доставке партизанам боеприпасов и продовольствия. Затем был переведен в Свердловский аэропорт Уральской авиагруппы ГВФ, а семья (жена и ребенок) остались жить в Казани. Работал пилотом-инструктором Свердловского аэропорта Уральского управления Гражданского воздушного флота.

    Летчики Уральского управления Гражданского воздушного флота (ГВФ) Николай Корольков и Виктор Исаев погибли в авиакатастрофе 22 декабря 1942 года в районе аэродрома Янаул Башкирской АССР.

    В книге Ильи Прокофьева «Всех назовем поименно» выпуска 2018 года рассказывается и об этих летчиках, и о поиске информации о катастрофе, стоившей им жизни.

    Могила летчиков Виктора Исаева и Николая Королькова были установлены сотрудниками Всероссийского информационно-поискового центра «Отечество» Рафиком и Марией Салахиевыми в октябре 2016 года во время проведения мероприятий по мониторингу сохранности воинских захоронений на территории Арского кладбища Казани.

    Сведений об этой катастрофе и о погибших летчиках отсутствовали в базе данных этого объединения.

    Используя открытые базы данных Министерства обороны Российской Федерации «ОБД Мемориал» и «Подвиг Народа», поисковики нашли сведения о могиле погибших и похороненных в самом Янауле, на месте, где произошла катастрофа. Удалось проследить их судьбы. К сожалению, большая часть погибших и похороненных военнослужащих в документах до сих пор числятся пропавшими без вести.

    Пилотировал самолет второй пилот Виктор Исаев. Основной причиной катастрофы явилось интенсивное обледенение самолета, покрывшегося слоем льда толщиной до 30 мм, что утяжелило вес конструкции самолета и снизило его аэродинамические качества.

    После 20 минут полета в облаках экипаж принял решение – из-за большого обледенения вернуться на аэродром Янаул, откуда они только что вылетели, и сообщил об этом по радио Янаульскому аэропорту. В 11 час. 35 мин. самолет подошел к аэродрому Янаул на высоте 250-300 метров. С правым разворотом пилот пошел на посадку с выпущенным шасси, но ошибся в расчете и пролетел аэродром на высоте 50-70 метров. Уходя на второй круг, пилот развернул самолет на высоте 40-50 м влево.

    В 11 час. 35 мин. самолет подошел к аэродрому Янаул на высоте 250-300 метров. С правым разворотом пилот пошел на посадку с выпущенным шасси, но ошибся в расчете и пролетел аэродром на высоте 50-70 метров. Уходя на второй круг, пилот развернул самолет на высоте 40-50 м влево. После разворота самолет оказался в непосредственной близости от зданий мясокомбината и, чтобы избежать столкновения с последними, резко увеличил левый крен. Вследствие большого крена самолет скользнул на крыло, ударился крылом о землю и перевернулся. Протащившись 30 метров на верхней части фюзеляжа, самолет врезался в забор. Машина была разбита полностью.

    Как удалось выяснить поисковикам, при катастрофе самолета Ли-2 Л-3903 погиб весь экипаж в составе пилотов В.В. Исаева, А.И. Валевича, А.А. Королькова, бортмеханика Г.И. Кобылкина и бортрадиста Е.А. Денисовой-Слобоженко, а также 5 пассажиров, летевших из Москвы в Свердловск.

    Королькова и Исаева привезли хоронить в Казань – их семьи проживали здесь. Памятник на могиле поставил Казанский аэропорт, где они работали. На памятнике сверху был установлен алюминиевый пропеллер, но его давно выломали вандалы. Они разбили и оба портрета. Позже Валерий Николаевич Корольков, сын Виктор Корольков, установил портрет отца заново. Фотографии Виктора Исаева у него не было.

    Рашитовичу Салахиеву удалось разыскать в Казани сына Николая Львовича Королькова – Валерия Николаевича, встретиться с ним и записать волнующий рассказ об отце и о той эпохе. В семье Николая Королькова были брат и две сестры. Их потомки живут в Москве. Одна его сестра закончила Казанский авиационный институт, вышла замуж и уехала в Москву. Они с мужем работали в большом авиационном КБ.

  • Источники информации
    1. Прокофьев И.Г. Всех назовем поименно: Биографический каталог военнослужащих Военно-воздушных сил Красной Армии, Военно-морского флота и Гражданского воздушного флота, погибших в период Великой Отечественной войны 1941-1945 гг. на территории Республики Татарстан. Издание 2-е, переработанное и дополненное. – Казань. «Отечество», 2018
    2. Валеев И.А. Завод №124. Завод №22. КАПО им. С.П. Горбунова. Летчики-испытатели. Штурманы-испытатели. Перегонщики. Катастрофы. – Казань, ООО «Мастер-Гриф», 2015
    3. Летчиков похоронили там, где для них началась война – Казанские истории//
  • Уточнение, внесение изменений в данные:
    Любовь Владимировна Агеева , ageevalv@mail.ru