Виртуальный некрополь

Некрополь

Родных Михаил Васильевич

  • Дата рождения
    5 ноября, 1906
  • Место рождения
    Воронеж
  • Дата смерти
    28 декабря, 1970
  • Место смерти
    Казань
  • Кладбище
    Арское Казань ул. Николая Ершова, д. 25
  • Описание местоположения
    Недалеко от южных ворот, справа
  • Фото захоронения
    photo photo
  • Биография

    Герой Советского Союза (1943), участник Великой Отечественной войны, подполковник, заместитель командира эскадрильи 890-го авиационного полка 45-й авиационной дивизии авиации дальнего действия.

    Михаил Родных в 1928-1930 годах проходил службу в Рабоче-Крестьянской Красной Армии, окончил школу авиационных специалистов. Демобилизовавшись, окончил Ленинградский авиационный техникум, работал в гражданской авиации. Окончил Батайскую авиационную школу высшей лётной подготовки. До войны прошел путь от командира самолёта до старшего пилота авиационной эскадрильи. За это время получил почетное звание «лётчика-миллионера» – пилота, налетавшего на гражданских трассах свыше одного миллиона километров.

    В начале Великой Отечественной войны Родных повторно был призван в армию. С первых дней войны на фронт были мобилизованы все пилоты. М.В. Родных определили в состав 81 авиационной дивизии, которая формировалась в Казани.

    К 15 февраля 1943 года капитан Родных на тяжелом бомбардировщике произвел 85 ночных боевых вылетов в глубокий тыл противника. В марте 1943 года выполнил особое правительственное задание. Его включили вторым пилотом в экипаж подполковника Э.К. Пусэпа (штурман – подполковник С.Ф. Ушаков), самолёт которого доставил делегацию Советского правительства в Англию, и совершил обратный перелёт в Москву. Поручение составляло государственную тайну – следовало доставить правительственный пакет королю Великобритании Георгу VI.

    Указом Президиума Верховного Совета СССР от 25 марта 1943 года за «образцовое выполнение боевых заданий командования и проявленные при этом мужество и героизм» капитан Михаил Родных был удостоен высокого звания Героя Советского Союза с вручением ордена Ленина и медали «Золотая Звезда» за номером 914.

    9 июня 1943 года был сбит на вражеской территории и попал в плен. После освобождения в апреле 1945 года и проверки органами НКГБ СССР Родных был восстановлен в кадрах и продолжал службу в Советской Армии.

    Когда закончилась война, Казанский авиационный завод №22 перешел на освоение самолета Ту-4. О катастрофах при испытаниях этого бомбардировщика известно мало. Потеря одного из первых самолётов произошла 5 ноября 1947 года при полете из Казани в Москву: бомбардировщик загорелся и совершил вынужденную посадку. Авиаторам предстояло участие в воздушном параде над Красной площадью в честь 30-летия Октябрьской революции. Экипаж был большой, погибли два человека: штурман В.Я. Малыкин и радист В.П. Булатов. Первого захоронили на Арском кладбище. По сведениям И. Валеева, могила утрачена.

    Командовал экипажем подполковник Герой Советского Союза Михаил Васильевич Родных. Тогда судьба оказалась к нему благосклонна. Он был также награждён двумя орденами Красного Знамени, орденами Отечественной войны I степени и Красной Звезды, несколькими медалями.

    В 1953 году в звании подполковника Михаил Родных был уволен в запас. Жил в Казани, работал начальником полётов Казанского аэропорта. Умер в 1970 году.

  • Источники информации
    1. Татарстанская энциклопедия. Казань, 2010. Т. 5., стр. 128
  • Уточнение, внесение изменений в данные:
    Любовь Владимировна Агеева , ageevalv@mail.ru