Виртуальный некрополь

Некрополь

Султанов Зайни Губайдуллович

  • Дата рождения
    17 января, 1892
  • Место рождения
    Астрахань
  • Дата смерти
    5 мая, 1952
  • Место смерти
    Казань
  • Кладбище
    Татарское Казань ул. Пригородная 1
  • Описание местоположения
    аллея №5, правая сторона, 4 участок
  • Фото захоронения
    photo
  • Объект культурного наследия
    Региональный
  • Биография

    Драматический актёр, режиссёр, педагог, театральный деятель, народный артист ТАССР (1939), заслуженный артист РСФСР (1940). Один из основателей татарского профессионального театра в г.Астрахани.

    Родился в г. Астрахани. Учился там же в мектебе «Акмечеть», позднее в медресе «Мухаммадия» Казани. В 1907 г. вступил в татарскую театральную труппу под руководством И.Гиззатуллина-Дубровина в Астрахани, в 1908 г. участвовал в спектаклях приехавшей на гастроли труппы «Сайяр» вместе с Г.Кариевым и Г.Араблинским. В 1914 г. возглавил астраханскую труппу, образовав «Товарищество татарских драматических артистов», одновременно был актёром, режиссёром и распорядителем товарищества.

    В 1918 г. при образовавшемся Астраханском татарском драматическом театре создал Астраханскую татарскую театральную студию. В 1920-1921 гг. вместе с К.Тинчуриным и И.Рамиевым организовал Самарскую студию татарской драмы и музыки. С 1922 г. – в Казани, в Государственном татарском драматическом театре. По поручению Театрального отдела Народного комиссариата просвещения ТАССР занимался организацией Татарского театрального техникума. В 1923-1925 гг. –художественный руководитель Астраханского татарского драматического театра. С 1925 г. – в труппе Татарского академического театра в Казани. Один из ведущих актёров труппы, создал роли, получившие высокую оценку зрителя.

    Среди наиболее значительных – Карим-бай, Хамза-бай, Сиразетдин («Несчастный юноша», «Первое представление», «Банкрот» Г.Камала), Мисбах, Ишан («Без ветрил», «Голубая шаль» К.Тинчурина), Надир-шах (о.п. Н.Нариманова), Иманкул-мулла («Наёмщик» Т.Гиззата), Юнус-хаджи («Хаджи эфенди женится» Ш.Камала), Хусаин мирза (о.п. Ф.Бурнаша), Азим («Мулланур Вахитов» Н.Исанбета), Кречинский («Свадьба Кречинского» А.В.Сухово-Кобылина), Нил, Лука («Мещане», «На дне» М.Горького), Берсенев («Разлом» Б.А.Лавренёва).

    Яркая театральность, социальная заострённость придавали создаваемым Сакаевым образам фальстафовскую масштабность и полноту, делали каждое выступление актёра заметным событием театральной жизни. В качестве режиссёра поставил на сцене Татарского академического театра спектакли «Родина» К.Тинчурина, «Гудок» М.Джалиля, «Человек с портфелем» А.М.Файко (все – 1929), «Авангард» В.П.Катаева (1930), «Банкрот» Г.Камала (1933) и др. Перевёл ряд пьес на татар. язык. Творческая деятельность Н.Сакаева оставила заметный след в истории татарского театраа. Герой Труда (1924).

  • Источники информации
    1. Татарская энциклопедия. Казань, 2010. Т.5. С.472–473;
    2. Илялова И. Театр имени Г.Камала. К., 1986; Мәхмутов Һ. Әстерханда татар театры;
    3. Мирас. 1994. № 1–3, 7–12; 1995. № 1–8.
  • Уточнение, внесение изменений в данные:
    Ногманов Айдар Ильсурович , nogmanov_a@mail.ru