Виртуальный некрополь

Некрополь

Сайдашев Салих Замалетдинович

  • Дата рождения
    3 декабря, 1900
  • Место рождения
    Казань
  • Дата смерти
    16 декабря, 1954
  • Место смерти
    Москва, похоронен в Казани
  • Кладбище
    Татарское Казань ул. Пригородная 1
  • Описание местоположения
    аллея №15, правая сторона, 13 участок
  • Фото захоронения
    photo
  • Объект культурного наследия
    Региональный
  • Биография

    Композитор, дирижер, пианист, заслуженный деятель искусств ТАССР, народный артист ТАССР

    Композитор, дирижер, пианист, педагог, заслуженный деятель искусств ТАССР (1939), народный артист ТАССР (1951). Основоположник современной татарской профессиональной музыки

    Родился в семье небогатого торговца обувью Замалетдина Сайдашева, умершего незадолго до рождения сына. Рос в семье приказчика и помощника отца Насретдина Хамитова, затем в семье старшей сестры Амины, муж которой известный журналист и педагог Шигабутдин Ахмеров, уделял большое внимание воспитанию и образования мальчика. В возрасте 5–6 лет начал проявлять музыкальные способности. Первоначальные музыкальные знания получил под руководством народного музыканта Загидуллы Яруллина. В профессиональном становлении С.Сайдашева важную роль сыграла учёба в Казанском музыкальном училище по классу фортепиано у О.М.Родзевича (1914–1917). Благодаря незаурядным музыкальным способностям, Сайдашев уже в юном возрасте приобрел известность, выступая в Восточном клубе Казани как солист-пианист, аккомпаниатор и участник инструментальных ансамблей. С 1917 г. вёл исполнительскую и музыкально-просветительскую деятельность в Казани, Буинске, с 1919 г., после вступления добровольцем в Красную Армию, – при политотделе Туркестанского фронта. После демобилизации в 1920–1922 гг. обучался в Восточной музыкальной школе в г.Оренбург, одновременно преподавал и некоторое время был её заведующим. Там же создал первые сочинения: песню «Озын сәфәр» («Далёкий путь») и инструментальный «Татарский вальс». В 1922–1948 гг. (с перерывами) работал заведующим музыкальной частью и дирижёром в Татарском академическом театре (Казань).

    С.Сайдашеву принадлежит особое место в истории татарской музыкальной культуры как первому национальному композитору-классику, в творчестве которого складывались формы и жанры, эстетические критерии и стилевые черты татарской профессиональной музыки 20 в. Основную часть творческого наследия композитора составляет театральная музыка. В содружестве с выдающимися татарскими драматургами К.Тинчуриным, Ф.Бурнашем, Т.Гиззатом и др. Сайдашевым было создано музыкальное оформление к более чем 60 спектаклям, а также ряд произведений в жанре музыкальной драмы, вошедших в золотой фонд татарской музыкальной культуры: «Башмагым» («Башмачки», 1922), «Казан сөлгесе» («Казанское полотенце», 1923), «Сүнгән йолдызлар» («Угасшие звёзды», 1924), «Зәңгәр шәл» («Голубая шаль», 1926), «Ил» («Родина», 1929), «Кандыр буе» («На Кандре», 1932) по пьесам К.Тинчурина; «Галиябану», «Таһир-Зөһрә» («Тахир и Зухра»), «Яшь йөрәкләр» («Молодые сердца»), по пьесам М.Файзи и Ф.Бурнаша (1926); «Наёмщик» (1928) по пьесе Т.Гиззата. Произведения этого жанра включали песни, арии, хоры, ансамбли, увертюры, танцевальные сюиты и другие разнообразные вокальные и инструментальные номера. Впервые в национальном искусстве музыка в них стала ведущим средством воплощения идейно-художественного замысла, развития драматургии и создания образов. В 1929 г. С.Сайдашев написал ставший знаменитым – «Марш Советской Армии». В том же году с его музыкой вышел фильм «Татарстан (Страна четырёх рек)» реж. А.Дубровского) – первый полнометражный документальный фильм о республике. С.Сайдашев обладал ярким, неповторимым мелодическим даром, который особенно ярко проявился в песенном наследии композитора. Его массовые песни (например, «Дуслык җыры» – «Песня дружбы», 1949 на стихи А.Ерикея) отличают волевые интонации, маршевый ритм, яркая динамика. Непревзойдённой осталась светлая песенная лирика композитора: «Халиса» на стихи Г.Хузеева (1950), «Яшьлек җырым – син» («Молодости песня – это ты» на стихи М.Садри, 1949) и др. Особую область песенного творчества С. представляют песни для детей: «Укучылар вальсы» («Школьный вальс», 1951) на стихи С.Урайского, «Зәңгәр күл» («Голубое озеро», 1951) на стихи Г.Насрыя и др. Последним произведением – творческим завещанием композитора стала песня на стихи М.Джалиля «Җырларым» («Песни мои»).

    Многие песни С.Сайдашева впервые прозвучали в спектаклях национального театра и обрели в дальнейшем самостоятельную жизнь. С.Сайдашев – автор балета «Гульнара» на либр. Г.Тагирова (1950, не пост.); инструментальных произведений: «Марш памяти Н.Сакаева» (1927), марш «Ватан» («Родина», 1943) и др. Творчество Сайдашева всегда пользовалось особой любовью татарского народа, его произведения неизменно входят в репертуар ведущих исполнителей республики. Заложенные композитором традиции отчётливо проявляются во всех областях современной национальной музыкальной культуры Татарстана.

  • Источники информации
    1. Татарская энциклопедия. Казань, 2010. Т.5. С.202–204
  • Уточнение, внесение изменений в данные:
    Ногманов Айдар Ильсурович , nogmanov_a@mail.ru