Виртуальный некрополь

Thumb 1556262077

Сайдашев Салих Замалетдинович

  • Дата рождения
    3 декабря, 1900
  • Место рождения
    Казань
  • Дата смерти
    16 декабря, 1954
  • Место смерти
    Москва, похоронен в Казани
  • Кладбище
    Ново-Татарское Казань ул. Пригородная 1
  • Описание местоположения
    Аллея №15, правая сторона, 13 участок
  • Фото захоронения
    photo
  • Объект культурного наследия
    Региональный
  • Биография

    Композитор, дирижер, пианист, заслуженный деятель искусств ТАССР (1929), народный артист ТАССР (1951). Один из основоположников современной татарской профессиональной музыки

    Композитор, дирижер, пианист, педагог, заслуженный деятель искусств ТАССР (1939), народный артист ТАССР (1951). Один из основоположников современной татарской профессиональной музыки

    Родился в семье небогатого торговца обувью Замалетдина Сайдашева, умершего незадолго до рождения сына. Рос в семье приказчика и помощника отца Насретдина Хамитова, затем в семье старшей сестры Амины, муж которой известный журналист и педагог Шигабутдин Ахмеров, уделял большое внимание воспитанию и образования мальчика. В возрасте 5–6 лет начал проявлять музыкальные способности. Первоначальные музыкальные знания получил под руководством народного музыканта Загидуллы Яруллина. В профессиональном становлении С.Сайдашева важную роль сыграла учёба в Казанском музыкальном училище по классу фортепиано у О.М.Родзевича (1914–1917). Благодаря незаурядным музыкальным способностям, Сайдашев уже в юном возрасте приобрел известность, выступая в Восточном клубе Казани как солист-пианист, аккомпаниатор и участник инструментальных ансамблей. С 1917 г. вёл исполнительскую и музыкально-просветительскую деятельность в Казани, Буинске, с 1919 г., после вступления добровольцем в Красную Армию, – при политотделе Туркестанского фронта. После демобилизации в 1920–1922 гг. обучался в Восточной музыкальной школе в г.Оренбург, одновременно преподавал и некоторое время был её заведующим. Там же создал первые сочинения: песню «Озын сәфәр» («Далёкий путь») и инструментальный «Татарский вальс». В 1922–1948 гг. (с перерывами) работал заведующим музыкальной частью и дирижёром в Татарском академическом театре (Казань).

    С.Сайдашеву принадлежит особое место в истории татарской музыкальной культуры как первому национальному композитору-классику, в творчестве которого складывались формы и жанры, эстетические критерии и стилевые черты татарской профессиональной музыки 20 в. Основную часть творческого наследия композитора составляет театральная музыка. В содружестве с выдающимися татарскими драматургами К.Тинчуриным, Ф.Бурнашем, Т.Гиззатом и др. Сайдашевым было создано музыкальное оформление к более чем 60 спектаклям, а также ряд произведений в жанре музыкальной драмы, вошедших в золотой фонд татарской музыкальной культуры: «Башмагым» («Башмачки», 1922), «Казан сөлгесе» («Казанское полотенце», 1923), «Сүнгән йолдызлар» («Угасшие звёзды», 1924), «Зәңгәр шәл» («Голубая шаль», 1926), «Ил» («Родина», 1929), «Кандыр буе» («На Кандре», 1932) по пьесам К.Тинчурина; «Галиябану», «Таһир-Зөһрә» («Тахир и Зухра»), «Яшь йөрәкләр» («Молодые сердца»), по пьесам М.Файзи и Ф.Бурнаша (1926); «Наёмщик» (1928) по пьесе Т.Гиззата. Произведения этого жанра включали песни, арии, хоры, ансамбли, увертюры, танцевальные сюиты и другие разнообразные вокальные и инструментальные номера. Впервые в национальном искусстве музыка в них стала ведущим средством воплощения идейно-художественного замысла, развития драматургии и создания образов. В 1929 г. С.Сайдашев написал ставший знаменитым – «Марш Советской Армии». В том же году с его музыкой вышел фильм «Татарстан (Страна четырёх рек)» реж. А.Дубровского) – первый полнометражный документальный фильм о республике. С.Сайдашев обладал ярким, неповторимым мелодическим даром, который особенно ярко проявился в песенном наследии композитора. Его массовые песни (например, «Дуслык җыры» – «Песня дружбы», 1949 на стихи А.Ерикея) отличают волевые интонации, маршевый ритм, яркая динамика. Непревзойдённой осталась светлая песенная лирика композитора: «Халиса» на стихи Г.Хузеева (1950), «Яшьлек җырым – син» («Молодости песня – это ты» на стихи М.Садри, 1949) и др. Особую область песенного творчества С. представляют песни для детей: «Укучылар вальсы» («Школьный вальс», 1951) на стихи С.Урайского, «Зәңгәр күл» («Голубое озеро», 1951) на стихи Г.Насрыя и др. Последним произведением – творческим завещанием композитора стала песня на стихи М.Джалиля «Җырларым» («Песни мои»).

    Многие песни С.Сайдашева впервые прозвучали в спектаклях национального театра и обрели в дальнейшем самостоятельную жизнь. С.Сайдашев – автор балета «Гульнара» на либр. Г.Тагирова (1950, не пост.); инструментальных произведений: «Марш памяти Н.Сакаева» (1927), марш «Ватан» («Родина», 1943) и др. Творчество Сайдашева всегда пользовалось особой любовью татарского народа, его произведения неизменно входят в репертуар ведущих исполнителей республики. Заложенные композитором традиции отчётливо проявляются во всех областях современной национальной музыкальной культуры Татарстана.

    Захоронение – объект культурного наследия республиканского значения

  • Источники информации
    1. Татарская энциклопедия. - Казань, 2010. Т.5, стр. 202–204
  • Уточнение, внесение изменений в данные:
    Ногманов Айдар Ильсурович , nogmanov_a@mail.ru