Виртуальный некрополь

Thumb 1556261182

Урманче Баки Идрисович

  • Дата рождения
    23 февраля, 1897
  • Место рождения
    д.Куль-Черкен (Черки-Гришино) Тетюшского уезда Казанской губернии (ныне Буинский район РТ)
  • Дата смерти
    6 августа, 1990
  • Место смерти
    Казань
  • Кладбище
    Ново-Татарское Казань ул. Пригородная 1
  • Описание местоположения
    Аллея №5, правая сторона, за памятником Г.Тукая
  • Фото захоронения
    photo
  • Объект культурного наследия
    Региональный
  • Биография

    Объект культурного наследия республиканского значения

    Живописец, скульптор, график, народный художник РСФСР, народный художник ТАССР, заслуженный художник Казахской ССР, лауреат Государственной премии РТ им. Габдуллы Тукая.

    Баки Идрисович Урманче (тат. Бакый Идрис улы Урманче) родился в татарской семье имама Идриса Урманче и вышивальщицы Махджубы Урманче. На момент рождения стал четвёртым ребёнком в семье и первым сыном (всего в семье Урманче было шесть дочерей и два сына).

    Семейная обстановка сказалась на становлении маленького Урманче как художника, так как вышивание, ткачество, народные промыслы, рисование узоров были частью жизни семьи. Его дед зарабатывал на жизнь тем, что работал красителем.

    В десять лет Баки приехал в Казань, чтобы научиться хорошо рисовать, но в медресе рисованию не учили, а двери художественной школы для татар в то время были практически закрыты. Баки Урманче много ездил по стране и примерил на себя множество профессий — был шахтёром Донбасса, учителем на Тамбовщине, рабочим Надеждинских заводов на Урале, во время первой мировой войны служил в Средней Азии.

    Учился в казанском медресе «Мухаммадия» (1907-1914), в 1915-1916 годах учительствовал в школе д. Татарские Тарханы Шацкого уезда Тамбовской губернии. В 1916-1917 годах служил в российской армии в Казахстане, где получил первые уроки рисунка и живописи у австрийских военнопленных. В 1917-1919 годах работал инструктором Наркомата просвещения городов Глазов и Тетюши. В Глазове он посещал местную художественную студию.

    В 1919 году вступил в Красную Армию и служит в Центральной Мусульманской военной коллегии. После перевода коллегии в Восточный отдел Политуправления Реввоенсовета республики переехал в Москву. В 1920-1926 годах учился во ВХУТЕМАСе (Московские Высшие художественно-технические мастерские, на живописном и скульптурном отделениях. Баки Урманче стал первым татарским художником, который получил высшее профессиональное образование.

    После окончания учебы работал преподавателем, заведующим учебной частью Казанского художественно-театрального техникума, в котором организовал учебную керамическую мастерскую. Был руководителем секции искусства в Доме татарской культуры, принимал участие в работе комиссии по усовершенствованию шрифта на арабской графике. Одновременно активно работал в области станковой живописи и книжной иллюстрации. Его картины конца 1920-х годов «У сепаратора», «Портрет Бикбулатова», «У лодочной переправы», «Татарка», «Катанье на парусных лодках», «Девушка в жёлтом» и др. вошли в золотой фонд советской и татарской живописи.

    В 1923 году в Казани увидела свет первая оформленная Урманче книга Г.Тукая «Шурале». В эти же годы он создал эскиз первого герба Татарской республики (в керамике).

    В 1927 году он подписал известное письмо деятелей татарской культуры против ликвидации арабской графики, адресованное Татарскому обкому партии и Сталину, за что в 1929 году был арестован. Единственный из 82-х «подписантов», дожил до дня реабилитации. В 1930 году его приговорили к 5 годам лагерей за «разжигание националистической розни и этапировали на Соловецкие острова, где он отбывал заключение до 1933 года.

    В 1933-1941 годах Урманче жил в Москве. В 1937 году был принят в члены Московского союза художников, участвовал в 1-й Всесоюзной выставке молодых художников. В 1937-1941 годах на Всесоюзной сельскохозяйственной выставке в Москве оформил (росписи, скульптура) павильоны Башкирской АССР, Карело-Финской ССР, сельскохозяйственной механизации, животноводства.

    В апреле 1941 года Урманче пригласили в Алма-Ату для участия в ряде работ по подготовке празднования 100-летия народного казахского поэта Абая. Из-за начавшейся войны поездка обернулась эвакуацией. Урманче жил вместе с семьей в столице Казахстана до 1945 года. До 1954 года он был вынужден жить по паспортному режиму «-39», т. е. без права проживания в 39 столичных и портовых городах СССР. Это были годы скитаний – вместо Москвы он жил во Владимире, вместо Алма-Аты – в Балхаше, вместо Ташкента – в Самарканде. После войны еще более десяти лет судьба художника была связана с Казахстаном и Средней Азией. Он ездил по городам и аулам, общался с людьми, проникая в жизнь и обычаи казахов, узбеков, уйгуров. Урманче изучал философию, поэзию, искусство народов Востока, художественные концепции восточного зодчества. В этот период художник создал сюжетные исторические композиции, посвященные образам народных героев и просветителей, портретную галерею современников – людей труда, героев Великой Отечественной войны, деятелей культуры, искусства, науки Казахстана.

    С 1950-х годах все большее значение в творчестве Урманче приобретает скульптура. Все это время скитаний образ Татарстана, музыка родной речи, родная история и культура не оставляли его. В 1957 году художник участвовал в оформлении концерта к Декаде татарской литературы и искусства в Москве. В 1958 году по приглашению правительства ТАССР он возвратился в Казань.

    Этот год стал важной вехой в творческой судьбе художника и важным событием для всей культуры Татарстана. Баки Урманче шел тогда седьмой десяток, но возвращение в родные места стало импульсом для нового творческого подъема. Урманче работал по многим направлениям – живопись, графика, архитектура, театрально-декорационное искусство, иллюстрация, каллиграфия, но главной в казанский период творчества стала скульптура.

    Одна из первых казанских работ Б. Урманче – скульптурный образ Г. Тукая, над которым мастер трудился долгие годы и который является одним из лучших воссозданий образа и характера поэта в искусстве. Тукай оказал на творчество Урманче большое влияние. Они были современниками, но не были знакомы. Шакирд медресе Урманче подарком судьбы считал случаи, когда ему приходилось видеть поэта. Образ Тукая, мир его произведений стали постоянной и главной темой его творчества: множество иллюстраций к сказке «Шурале», фриз «Сенной базар», мемориальный музейный комплекс Дома-музея Тукая в Кырлае…

    Баки Урманче создал около 100 скульптур, 300 живописных полотен, более 3 тысяч графических работ. Из уральского мрамора, бронзы, гипса он создал галерею портретов (бюсты, полуфигуры) деятелей татарской культуры: Г.Тукай, Н.Исанбет, Ф.Амирхан, М.Джалиль, Н. Жиганов, Кул Гали, Ш.Бабич, Дэрдменд), Ш.Марджани, К.Насыри, С.Сайдашев и др. Его произведения из дерева («Г.Ибрагимов», «Сагыш», «Весенние мелодии», «Тулпар», «Сююмбике», «Нияз (Преданность)», «Нафиса») стали классикой татарской скульптуры.

    Урманче – автор монументальных памятников М.Джалилю в Казани, Г.Тукаю в Нижнекамске, архитектурно-художественного ансамбля музейного комплекса Г. Тукая в с. Н.Кырлай Арского района.

    Вершиной его живописного творчества стали картины 1970-х годов: «Сенной базар», цикл «Воспоминания» – «В предгорьях Урала», «Куль-Черкен. Купание коней», «Сабантуй», «Сенокос в Салтыке», триптих «Татарстан». Он автор эскизов монументальных росписей («Сенной базар» для Литературно-мемориального музея Г.Тукая в Казани), театральных декораций к спектаклям «Аршин мал алан» У.Гаджибекова, «Первые цветы» К.Тинчурина.

    Произведения Баки Урманче хранятся более чем в 20 музеях России, стран бывшего СССР, в том числе в Музее изобразительных искусств РТ, Национальном культурном центре «Казань», Национальном музее РТ, Государственном музее искусств Казахстана им. А.Кастеева (Алматы), Музее искусств народов Востока (Москва), Музее искусств Узбекистана, в частных галереях. О нём сняты телефильмы «Сагыш» (1968), «Баки Урманче» (1987), «Радуга над Урманче» (2009), «Баки Урманче. Жизнь – это музыка...» (К., 2012, реж. Н.Морозов, «Таткино»).

    Баки Урманче награждён орденами Трудового Красного Знамени, Дружбы народов, медалями. В 1967 году он получил Государственную премию ТАССР им. Г.Тукая.

    В 1997 году, к столетию со дня его рождения, в Казани, недалеко от здания Союза художников РТ, в сквере, был открыт памятник Баки Урманче. В 1998 году в Казани был создан мемориальный Музей Баки Урманче. Его именем названы улицы в Казани, Нижнекамске, Елабуге и Зеленодольске. В 1998 году Министерство культуры РТ учредило премию имени Баки Урманче в области изобразительного искусства.

  • Источники информации
    1. Баки Урманче. Живопись. Графика. Скульптура: Казань: Татар. кн. изд-во, 1982;
    2. Баки Урманче и татарская культура, Казань: Изд-во «Фэн» АН РТ, 2005;
    3. Татарская энциклопедия. Казань, 2014. Т.6. С.40-42.
    4. {Урманче Баки Идрисович, художник и скульптор}(http://www.history-kazan.ru/kazan-vchera-segodnya-zavtra/istoriya-v-litsakh/2601-522)
  • Уточнение, внесение изменений в данные:
    Ногманов Айдар Ильсурович , nogmanov_a@mail.ru