Виртуальный некрополь

Thumb 1556260661

Аржанов Николай Николаевич

  • Дата рождения
    25 февраля, 1913
  • Место рождения
    д. Вокшево, ныне Кологривский район Костромской области
  • Дата смерти
    7 февраля, 1976
  • Место смерти
    Казань
  • Кладбище
    Арское Казань ул. Николая Ершова, д. 25
  • Описание местоположения
    Вход через южные ворота, "Уголок летчиков", слева, не дохода памятника М. Девятаеву, справа по ходу движения
  • Фото захоронения
    photo
  • Биография

    Инженер-механик по самолетостроению, лётчик-испытатель Казанского авиационного завода, Герой Советского Союза (1957), заслуженный летчик-испытатель СССР (1961)

    Родился в многодетной крестьянской семье. Закончил школу в г.Кологриве. Детство пришлось на время войн и революций, юность – на период коллективизации. Учился в педагогическом техникуме, отдавал много энергии комсомольской работе, и его избрали членом бюро райкома комсомола. В 1931 году его отец, председатель колхоза, умер. Чтобы прокормить младших братьев и сестру, отправился на заработки в Горький.

    Параллельно с учёбой в КАИ, где он учился с 1932 года и стал одним из первых выпускников, занимался в Казанском аэроклубе, где тоже был в числе первых выпускников среди студентов (1934). В 1935 году закончил Высшую школу лётчиков-инструкторов Осоавиахима. В 1936-1937 годах работал начальником филиала Казанского аэроклуба при КАИ, занимался подготовкой летчиков, планеристов и парашютистов из числа студентов. За это время лично подготовил шесть лётчиков запаса ВВС и среди них свою будущую жену Таисию Ивановну Вострикову, с которой счастливо прожил всю жизнь.

    Самолётостроительный факультет Казанского авиационного института окончил в 1937 году, был назначен в конструкторский отдел авиазавода №124. Но работа инженера-механика его не удовлетворяла – очень хотел летать. Поэтому перешёл на лётно-испытательную станцию завода. Был ведущим инженером, а затем начальником. Завод №124 в это время выпускал дальние бомбардировщики ДБ-А (впоследствии Ил-4), Пе-8, а с 1941 года – и пикирующие бомбардировщики Пе-2.

    В 1940 году вместе с Героем Советского Союза Г. Байдуковым испытывал первый самолет АНТ-42 (ТБ-7), впоследствии – Пе-8. В 1941 году на этой машине в звене под руководством Героя Советского Союза М. Водопьянова выполнял первый полет на дальность.

    После начала Великой Отечественной войны, в октябре 1941 года, в Казань из Москвы был эвакуирован авиазавод №22. Вскоре оба завода были объединены, а Николай Николаевич был назначен заместителем начальника лётно-испытательной станции объединённого завода. Но небо продолжало манить его, и он в 1944 году перешёл на должность лётчика-испытателя. Стал летчиком-испытателем I класса, с 1965 года –инженер-конструктор.

    Испытывал перед отправкой на фронт самолёты Пе-2, выпущенные на заводе в Казани (всего более 1200). И хотя не участвовал в боевых действиях, в феврале 1944 года был награждён боевым орденом Красной Звезды. Вторым таким же орденом награждён уже после окончания войны, в сентябре 1947 года.

    После войны испытывал реактивные самолеты Ту-16,Ту-104, Ту-110. Налетал 5969 часов, почти 4 миллиона километров. Дважды принимал участие в военных парадах в Москве, летал над Красной площадью. После ухода с лётной работы в 1964 году продолжал работать на Казанском авиационном заводе инженером.

    Труд его в послевоенное время был по достоинству оценён. Он был награждён орденами Трудового Красного Знамени и «Знак Почета». 1 мая 1957 года ему было присвоено звание Герой Советского Союза с вручением ордена Ленина и медали «Золотая Звезда» (№11137), а 23 сентября 1961 года – звание «Заслуженный лётчик испытатель СССР».

    После ухода 10 июня 1964 года с лётной работы Николай Николаевич с родным заводом не расстался и продолжал работать на нём в должности инженера до последнего дня своей жизни. Принимал активное участие в общественной жизни предприятия, постоянно избирался делегатом на партийные конференции, до последнего времени был членом партийного комитета цеха.

    Николай Николаевич Аржанов занимался пчеловодством, по собственным чертежам построил катер, был страстным рыболовом, охотником и грибником.

    Николай Николаевич Аржанов занимался пчеловодством, по собственным чертежам построил катер, был страстным рыболовом, охотником и грибником.

    Многие ветераны КАПО вспоминают Николая Аржанова как человека, построившего для них базу отдыха «Бережок». По его инициативе летные экипажи, погибшие при выполнении задания, стали хоронить у южных ворот Арского кладбища, справа и слева. Это место называют «Уголком летчиков». Его тоже похоронили здесь, среди коллег-летчиков.

  • Источники информации
    1. Татарская энциклопедия. – Казань, 2002. Т. 1, стр. 178-179
    2. Валеев И.А. Завод №124. Завод №22. КАПО им. С.П. Горбунова. Летчики-испытатели. Штурманы-испытатели. Перегонщики. Катастрофы. – Казань, ООО «Мастер-Гриф», 2015
    3. Герои Советского Союза - наши земляки. Т.1. - Казань, 1982
  • Уточнение, внесение изменений в данные:
    Любовь Владимировна Агеева , ageevalv@mail.ru