Виртуальный некрополь

Thumb 1556181122

Богородский Яков Алексеевич

  • Дата рождения
    14 октября, 1841
  • Место рождения
    с. Богородское, Макарьевский уезд, Нижегородская губерния
  • Дата смерти
    31 июля, 1920
  • Место смерти
    Казань
  • Кладбище
    Арское Казань ул. Николая Ершова, д. 25
  • Описание местоположения
    Пешеходная аллея 2, правая сторона (от Центральной аллеи справа, на уровне аллеи 9). Один надгробный памятник с сыном – профессором, доктором химических наук Алексеем Яковлевичем Богородским и женой – Богородской Вероникой Максовной
  • Фото захоронения
    photo
  • Объект культурного наследия
    Региональный
  • Биография

    Историк, богослов, доктор богословия, ординарный профессор кафедры библейской истории Казанской духовной академии

    Родился, по одним сведениям – в семье крестьянина, по другим — сельского пономаря. Выпускник Нижегородской семинарии, где с 1858 года обучался наукам философским и физико-математическим, сельскому хозяйству и языкам — еврейскому, греческому, латинскому и французскому.

    В 1864 году с надеждой на возможность получить в Казанской духовной академии порядочное образование едет 23-летний Яков Богородский едет в Казань. Год назад для воспитанников семинарий открылся прием в университеты, молодой человек обуреваем сомнениями: может быть, последовать примеру многих и не учиться богословию? Но поступает все-таки в Казанскую духовную академию, завершает учебу в 1868 год со степенью магистра богословия.

    С 25 августа 1868 по 16 декабря 1870 года Яков Алексеевич преподавал словесность в Казанской духовной семинарии. В этот период он женился на Екатерине Михайловне Ястребовой (20.08.1852 - 25.07.1876), дочери Михаила Ястребова, священника Вознесенской церкви. 27 октября 1870 года у Богородских родился сын Алексей. Жена Богородского умерла 25 июля 1876 года. Овдовев, Яков Алексеевич с 6-летнего возраста воспитывал один. Алексей Яковлевич Богородский (1870-1943), благодаря вдумчивому подходу отца к формированию своих способностей, стал известным химиком (сам Менделеев удостаивал его похвал в личной переписке), приват-доцентом дореволюционного КГУ, а затем заслуженным деятелем науки ТАССР.

    3 декабря 1870 года Яков Алексеевич избран доцентом по кафедре Библейской истории. 16 декабря 1870 года утверждён в должности инспектора семинарии. В том же году по прочтении двух пробных лекций: «Об Аврааме», «Об идолопоклонстве евреев в период Судей», и по представлении труда «О фарисеях» избран доцентом Казанской духовной академии по Библейской истории. С 1873 года временно преподавал в академии гражданскую историю. В 1874-1881 годах работал в Родионовском институте благородных девиц – преподавал русский язык.

    С 1882 году он — экстраординарный профессор кафедры Библейской истории, Ветхого и Нового Заветов. С 30 января 1885 года состоял в звании ординарного профессора. 12 июня 1884 года за диссертацию «Еврейские цари» удостоен степени доктора богословия и премии митрополита Макария. Как сказано в «Протоколах» заседания Совета Академии, «история еврейских царей рассмотрена полно, всесторонне, строго научным образом». Далее жизнь вновь пошла своим размеренным чередом: получение чина статского советника, наград — Анны II степени, Владимира IV, Станиславов II и III степеней, чтение публичных лекций в зале Казанской городской управы для сбора средств Обществу вспомоществования недостаточным студентам, работа в комиссии по объяснению неудобопонятных слов и выражений в пророческих книгах св. Писания.

    В 1878 году он получил чин надворного советника, а потом – чин коллежского советника.

    Для Якова Богородского, как для всех выпускников духовных академий 2-й половины ХIХ века, было характерно соединение энциклопедического знания научных теорий эпохи с апологетикой христианства. Труды Якова Алексеевича «Еврейские цари» и «Начало истории мира и человека по первым страницам библии», будучи прекрасным комментарием к некоторым частям библейского текста, вместе с тем являлись ярким выражением своего времени. Он был автором работ по истории еврейского народа в библейские времена. Он печатал свои статьи в журнале Казанской академии «Православный собеседник». Много сил отдавал критическим отзывам на сочинения, представленные на соискание премии митрополита Макария.

    Умер в Казани 31 июля 1920 года, похоронен на Арском кладбище, в семейном некрополе, рядом с могилой жены Екатерины Михайловны. Позже здесь был похоронен сын Алексей, внучки Екатерина и Ксения.

    Многочисленные потомки Богородского до сих пор живут в Казани. Часть из них — в двухэтажном деревянном особняке, построенном в швейцарском стиле в 1911 году Алексеем Яковлевичем Богородским, сыном Якова Алексеевича (дом №42 по улице Волкова).

    Захоронение - объект культурного наследия республиканского значения

  • Источники информации
    1. Татарская энциклопедия. - Казань, 2002. Т. 1, стр. 421
    2. Галина Зайнуллина. Яков Богородский: «Человек облекся в тяжелую плоть и стал трупоносцем»// Казанские истории
    3. [Чудесная возможность – ощутить связь времен (дневник Якова Богородицкого). Публикация Галины Зайнуллиной]
    4. (http://history-kazan.ru/kazan-vchera-segodnya-zavtra/istoriya-v-litsakh/zhzl-kazanskaya-seriya/16598-chudesnaya-vozmozhnost-oshchutit-svyaz-vremen)
  • Уточнение, внесение изменений в данные:
    Любовь Владимировна Агеева , ageevalv@mail.ru