Виртуальный некрополь

Thumb 1554126391

Кариев Габдулла

  • Дата рождения
    8 мая, 1886
  • Место рождения
    С. Кульбаева Мараса Чистопольского уезда Казанской губернии (ныне Нурлатский район РТ)
  • Дата смерти
    28 января, 1920
  • Место смерти
    Казань
  • Кладбище
    Ново-Татарское Казань ул. Пригородная 1
  • Описание местоположения
    Аллея №5, у пересечения с аллеей «Иске Юл», левая сторона, 13 участок
  • Фото захоронения
    photo
  • Объект культурного наследия
    Региональный
  • Биография

    Драматический актер, режиссер, основатель профессионального татарского театра

    Родился в семье отставного солдата, мастера-обувщика. Начальное образование получил в родной деревне, с 1899 г. обучался в медресе дер. Такталы у новометодного учителя Зарифа Камалова. К двенадцати-тринадцати годам, проявив незаурядные способности, выучил наизусть весь Коран и получил право именоваться “Коран хафиз”, что считалось у мусульман высшим достоинством.

    После этого учитель Зариф-мулла счел, что мальчику неприлично носить простое мужицкое имя Миннибай (Минлебай) и нарек его именем Габдулла, означающим «раб божий». Так как знатоки Корана назывались «карый», то впоследствии это название превратилось в псевдоним – Кариев.

    В 1902 году Г.Кариев переехал в г.Уральск. От Камиля Мотыги, родного брата известной впоследствии певицы, народной артистки Галии Кайбицкой и дяди – профессора архитектуры Сайяра Айдарова, человека образованного, интеллигентного, Кариев слышал рассказы о русском театре, о сценическом искусстве вообще. Там же он познакомился с Габдуллой Тукаем.

    Сценическую деятельность начал в августе 1907 г. в «Первой в России передвижной труппе мусульманских драматических артистов» под руководством И.Кудашева-Ашказарского (г.Нижний Новгород). С 1908 г. руководил собственной труппой «Мосафир артистлар жэмгыйяте» («Общество странствующих артистов»), получившей впоследствии название «Сайяр».

    Опираясь на опыт русского театра, привлекая русских режиссёров к постановочной и педагогической работе в коллективе, Кариев создал школу реалистического актёрского искусства. Значительное влияние на формирование его взглядов оказали многолетнее общение и сотрудничество с прогрессивными деятелями татарской литературы и просвещения: Г.Тукаем, Г.Камалом, Г.Исхаки, Г.Кулахметовым, Г.Терегуловым, совместные выступления с азербайджанской труппой Г.Араблинского, встречи с К.С.Станиславским и актёрами Московского Художественного театра.

    Огромное внимание Г.Кариев уделял репертуару. Прилагая немалые усилия для преодоления цензурных запретов и сопротивления религиозных фанатиков, первым поставил пьесы «Бәхетсез егет» («Несчастный юноша»), «Банкрот», «Безнең шәһәрнең серләре» («Тайны нашего города»), «Беренче театр» («Первое представление») Г.Камала, пьесы Г.Исхаки, Г.Кулахметова, Ф.Амирхана, Ш.Камала, К.Тинчурина, познакомил татарского зрителя с азербайджанской драматургией, русской и мировой классикой (сначала в переделках, затем в переводах). Благодаря деятельности Кариева, в репертуаре татарского театра появились пьесы Н.В.Гоголя, А.Н.Островского, М.Горького, Ф.Шиллера, Н.Нариманова.

    Как актёр Кариев создал ряд значительных образов, ставших своего рода классическим эталоном их исполнения на татарской сцене, среди которых – Карим-бай, Хамза-бай, Сиражетдин, Хафиз («Несчастный юноша», «Первое представление», «Банкрот», «Тайны нашего города» Г.Камала), Бадри («Галиябану» М.Файзи), Юнус-хаджи («Хаджи эфенди женится» Ш.Камала), Городничий («Ревизор» Н.В.Гоголя), Юсов («Доходное место» А.Н.Островского), Бессеменов («Мещане» М.Горького). Выступления Г.Кариева всегда находили живой отклик зрительного зала и вызывали ожесточённые нападки реакционной прессы.

    Как режиссёр Кариев в своих постановках следовал законам жизненной правды, добивался воссоздания на сцене подлинных реалий жизни. Вместе с тем стремился передать основную мысль драматурга, донести до зрителя идейный смысл произведения, требовал от актёров ансамблевости исполнения, настаивал на коллективном характере творчества. Много внимания уделял работе с актёрами, в том числе сценической речи, был не только профессиональным, но и духовным наставником первых татарских актёров.

    По определению К.Тинчурина, Г.Кариев, открывший новую страницу в истории татарской культуры, по праву является единственным руководителем театра в его начальном периоде, «он впервые придал татарскому театру форму, впервые начал верно трактовать и исполнять татарские типы, духовно приблизил татарский театр к народу».

    В 1988 г. в деревне Кульбаево-Мараса открыт мемориальный музей Габдуллы Кариева. Его имя носит одна из улиц Казани, Татарский театр юного зрителя.

    Захоронение - памятник культурного наследия республиканского значения

  • Источники информации
    1. Сарымсаков Ш. А.Кариев. - Казань, 1957;
    2. Габдулла Кариев турында истәлекләр. - К., 1967;
    3. Г.Кариев: Мәкаләләр, истәлекләр, документлар. Казань, 1976;
    4. Октябрьгә кадәрге татар театры. Казан, 1988; Татарская энциклопедия. Казань, 2006. Т.3. С.240.
    5. Кариев Габдулла, руководитель первой татарской труппы// Казанские истории
  • Уточнение, внесение изменений в данные:
    Ногманов Айдар Ильсурович , nogmanov_a@mail.ru