Виртуальный некрополь

Thumb 1554125593

Камал Шариф Камалутдинович

  • Дата рождения
    27 февраля, 1884
  • Место рождения
    д. Татарская Пишля Инсарского уезда Пензенской губернии (ныне Рузаевский район Республики Мордовия)
  • Дата смерти
    22 декабря, 1942
  • Место смерти
    Казань
  • Кладбище
    Ново-Татарское Казань ул. Пригородная 1
  • Описание местоположения
    Аллея №5, на пересечении с аллеей «Иске юл», правая сторона
  • Фото захоронения
    photo
  • Объект культурного наследия
    Региональный
  • Биография

    Писатель, общественный деятель, заслуженный деятель искусств ТАССР

    Родился в семье муллы. Учился в сельском медресе, в 1900-1903 гг. в Турции. Материальные проблемы не позволили завершить образование. Вернувшись на родину, Камал работал на шахтах Донбасса, в рыболовецких артелях на Каспии, в Одессе, Крыму, на Кавказе. До 1905 г. учительствовал, работал в редакции газеты «Нур» (Санкт-Петербург).

    В 1907-1910 гг. преподавал в медресе родной деревни. С 1917 г. жил в г. Оренбурге, учительствовал, сотрудничал в журнале «Шура» и газете «Вакыт». В 1918-1924 гг. работал в редакциях газет «Эшчеляр доньясы», «Кызыл юлдуз» («Красная звезда»), «Юксыллар сюзе» (г.Оренбург) и в различных учреждениях Оренбурга, был редактором газеты «Юл».

    С осени 1925 г. в Казани: в редакции газеты «Кызыл Татарстан»; в 1928 г. учёный секретарь Дома татарской культуры; в 1929-1932 гг. работал в Главном управлении по делам литературы и издательств (Главлит) ТАССР, в 1933-1935 гг. – заведующий литературным отделом Татарского академического театра. В 1934 г. принял участие в работе 1-го съезда писателей СССР.

    Первые литературные опыты Ш.Камала относятся к 1905 г. В газете «Нур» он опубликовал стихотворения и статьи, направленные в защиту прав трудящихся. В 1906 г. вышел первый сборник стихов «Садә» («Голос»). Новелла Камала «Уяну» («Пробуждение»), посвященная проблеме женской эмансипации, была опубликована в 1907 г. в журнале «Шура» и вызвала широкий общественный резонанс. Тема бесправия женщины получила развитие в рассказах «Буранда» («В метель», 1909), «Күңелсез эш» («Невесёлая история», 1910), «Эч пошулы» («Тоска», 1912).

    Рассказы Ш.Камала отличаются ёмкостью, лаконизмом, точностью деталей, красочностью пейзажей, поэтичностью. В определенной степени в них отразилось влияние новеллистики А.П.Чехова и М.Горького. Одним из первых в татарской литературе Камал создал образы людей труда, обрисовал быт шахтёров и рыбаков, сезонных рабочих, бродяг-зимогоров.

    Автобиографическая повесть «Акчарлаклар» («Чайки», 1914), посвященная жизни рыбаков Каспия, реалистично раскрывает внутренний мир человека труда. Камал на десятилетия вперёд определил характер интерпретации духовной сферы «маленького» человека в татарской литературе. Заложенные им традиции были развиты в произведениях современников и писателей следующих поколений. В 1917 г. Ш.Камал дебютировал в драматургии комедией «Хаджи эфенди женится» («Хаҗи әфәнде өйләнә»), в которой с сарказмом высмеял главного героя – фанатичного и во многом ограниченного человека.

    Октябрьскую революцию Ш.Камал воспринял как начало новой эры, несущей подлинную свободу человеку труда, которому он посвятил своё творчество. Стремясь осмыслить происходившие в обществе значительные социальные перемены, Камал обратился к крупным литературным формам. В первом романе «Таң атканда» («На заре», 1927) он прослеживает судьбу героев в переломные моменты истории, в ходе социальных потрясений, вызванных Февральской революцией 1917 г. В 1937 г. вышел его роман о деревне 1920-1930-х гг. «Матур туганда» («Когда рождается прекрасное»), который должен был стать первой книгой будущей эпопеи и показать сложный, противоречивый процесс социалистического преобразования деревни. В основе сюжета романа – подлинные события из жизни сельскохозяйственной коммуны под Оренбургом, одним из организаторов которой в 1921 г. был сам Камал.

    Вторая книга задуманной эпопеи – «Ныклы адымнар» («Твёрдые шаги») осталась незавершённой. В 1930-е гг. Ш.Камал активно работал в драматургии: «Ут» («Огонь», 1928), «Козгыннар оясында» («В вороньем гнезде», 1929), «Таулар» («Горы», 1932), «Габбас Галин» (1934). Пьесы Ш.Камала отличаются яркостью и пластичностью характеров, остротой конфликтов, актуальностью тематики. С началом Великой Отечественной войны в его творчестве усиливается публицистическая направленность.

    С именем Ш.Камала в татарской литературе связано становление социалистического реализма, утверждение традиций гуманизма и уважения к человеку труда. Особенно велика его заслуга как новеллиста, создавшего классические образцы этого жанра. В дальнейшем в творчестве Камала начинает доминировать прославление достижений советской власти. Он нередко идеализировал новую жизнь и новое общество, при создании некоторых образов положительных героев не сумел избежать схематичности. Тем не менее, творчество Ш.Камала советского периода значительно обогатило татарскую литературу, став яркой страницей её истории. Награждён орденом Ленина (1940). В 1950 г. в Казани на улице Островского был открыт Музей-квартира Шарифа Камала. Его имя носит одна из улиц Казани.

    Захоронение - объект культурного наследия республиканского значения

  • Источники информации
    1. Татарская энциклопедия. - Казань, 2006. Т.3. С.200–201.
  • Уточнение, внесение изменений в данные:
    Ногманов Айдар Ильсурович , nogmanov_a@mail.ru