Виртуальный некрополь

Thumb 1547242713

Жирицкий Георгий Сергеевич

  • Дата рождения
    26 сентября, 1893
  • Место рождения
    г.Крапивино Тульской губернии (ныне – Щёкинский район Тульской области)
  • Дата смерти
    4 июня, 1966
  • Место смерти
    Казань
  • Кладбище
    Арское Казань ул. Николая Ершова, д. 25
  • Описание местоположения
    Центральная аллея, справа, если идти от южных ворот
  • Фото захоронения
    photo
  • Объект культурного наследия
    Федеральный
  • Биография

    Ученый и конструктор в области турбостроения и паровых машин, доктор технических наук (1937), профессор (1925, 1933), заслуженный деятель науки и техники ТАССР (1953) и РСФСР (1961). Основатель школы в области турбомашин, один из основоположников фундаментального инженерного образования в области теплоэнергетики и теплотехники

    Родился в семье лесничего С.Н. Жирицкого. Родители вскоре разошлись, и Георгия воспитывала мать, работавшая счетоводом в Киевской казённой палате, а затем – в Киевской городской управе. Уже с 14 лет он самостоятельно зарабатывал, давая уроки.

    В 1911 году с золотой медалью окончил Первую Киевскую гимназию и в том же году поступил на механический факультет Киевского политехнического института, который окончил в 1915 году.

    С 1915 году работал конструктором на судостроительных заводах в Николаеве и Севастополе. В 1918 году избран по конкурсу преподавателем Киевского политехнического института, переехал в Киев и приступил к работе на кафедре паровых котлов. Преподавал техническое черчение, практическую механику, паровые машины и паровые турбины, тепловые двигатели, одновременно работая инженером на заводе «Физиохимик». В 1925 году Наркомпрос Украины утвердил Жирицкого профессором по паровым двигателям, в следующем году его назначили деканом механического факультета и заведующим кафедрой паровых машин.

    В 1926 и 1927 годах в ходе научных командировок в Германию он познакомился с практикой немецкого турбостроения. В 1929 году участвовал в конкурсе на должность заведующего кафедрой паровых турбин Московского высшего технического училища (МВТУ). После избрания переехал в Москву и в 1929/1930 учебном году работал в этой должности. Одновременно с 1930 года заведовал кафедрой паровых турбин в Московском механико-электротехническом институте имени М.В. Ломоносова; в Институте народного хозяйства имени Г.В. Плеханова (ИНХ) читал курсы паровых машин и паровых турбин. В 1930 году перешёл на работу в МЭИ, где стал первым заведующим (1930-1937) кафедрой паротурбинных установок, организованной под его руководством. В 1931 году создал при этой кафедре лабораторию паровых турбин. В 1932 году был назначен первым деканом теплотехнического факультета.

    В 1933 году ВАК повторно утвердил Жирицкого в ученом звании профессора, в 1937 году ему без защиты диссертации присвоили учёную степень доктора технических наук

    Научная, педагогическая и организаторская деятельность Жирицкого в МЭИ закончилась в 1937 году, после его необоснованного ареста по делу «Промпартии». В 1939 году он был переведен в Москву, где, отбывая заключение, работал в конструкторской группе 4-го Спецотдела НКВД (так называемой шарашке) при Тушинском авиамоторостроительном заводе №82 НКАП, которая под руководством А.Д. Чаромского занималась конструированием авиационных двигателей. Осенью 1940 года часть заключенный перевели на Казанский авиационный моторостроительный завод №16, где она продолжала заниматься разработкой вспомогательных самолетных установок ЖРД с насосной подачей топлива. Осенью 1941 года в Казань была перебазирована и остальная часть работников Тушинской «шарашки», в том числе Жирицкий. Первоначально он продолжал работать в группе Чаромского над созданием турбокомпрессора, но в феврале 1942 года Чаромского с частью сотрудников руководство 4-го Спецотдела НКВД перевело в Москву. Жирицкий вместе с другими заключёнными и вольнонаемными, ранее работавшими с Чаромским, присоединились к группе Глушко.

    С осени 1941 года казанская спецтюрьма получила официальное название «ОКБ 4-го Спецотдела НКВД СССР при заводе №16 НКАП» (ОКБ-16). В КБ-2 Жирицкий был заместителем главного конструктора по конструкторским работам. В ноябре 1942 года в Казанскую «шарашку» перевели С.П. Королёва, которого зачислили в состав КБ-2 – он был начальником группы №5 по разработке реактивной установки. В 1944 году он был назначен заместителем главного конструктора ОКБ завода №16 Министерства авиационной промышленности.

    Работы по созданию РД-1 Государственный комитет обороны признал успешными, и 27 июля 1944 года Президиум Верховного Совета СССР принял решение о досрочном освобождении со снятием судимости заключённых Казанской «шарашки», в том числе Г.С. Жирицкого. В августе бывшее КБ-2 было преобразовано в Опытно-конструкторское бюро реактивных двигателей – ОКБ-РД, известное под открытым названием ОКБ-СД (специальных двигателей). Глушко остался главным конструктором, Жирицкий и Севрук – его заместителями.

    В 1945 году профессор Жирицкий вернулся к педагогической деятельности: одновременно с работой в ОКБ-РД над перспективными образцами реактивных двигателей он преподавал в Казанском авиационном институте (КАИ). Приказом НКАП от 1 мая 1945 года в этом институте была организована первая в Советском Союзе кафедра ракетных двигателей, которую возглавил В.П. Глушко. В соответствии с утвержденным приказом директора КАИ Г.В. Каменкова от 14 июля 1945 года штатным расписанием новой кафедры Г.С. Жирицкий занял должность профессора, а С.П. Королёв, Г.Н. Лист, Д.Д. Севрук и Д.Я. Брагин – должности старших преподавателей. В 1946 года Жирицкий ушел с завода №16.

    В 1947 году он создал первую в СССР кафедру турбомашин (с 2006 года – кафедра газотурбинных, паротурбинных установок и двигателей – ГПТУиД), которую возглавлял до 1965 года. Кафедра специализировалась на лопаточных машинах, и прежде всего – на турбомашинах авиационно-ракетных двигателей. В 1957 году при кафедре турбомашин КАИ появилась проблемная лаборатория, что открыло новые возможности для интенсификации научных исследований и совершенствования учебного процесса.

    Длительное время Жирицкий был главным редактором журнала «Известия вузов. Авиационная техника».

    В 1956 года ученый был реабилитирован. В 1965 году он тяжело заболел: в результате инсульта у него была потеряна речь и парализована правая рука. Однако ученый научился писать левой рукой и незадолго до смерти практически закончил работу над рукописью своей последней книги.

    Георгий Сергеевич Жирицкий – автор первого в СССР учебника по паровым турбинам, монографий и учебников по паровым машинам, газовым турбинам, реактивным двигателям летательных аппаратов.

    Георгий Сергеевич награжден орденами Ленина (1961) и «Знак Почёта» (1945). В 1983 году, к 90-летию со дня рождения Г.С. Жирицкого, Совет Министров Татарской АССР принял постановление о размещении на главном здании КАИ по улице Карла Маркса мемориальной доски в честь выдающегося ученого. Комиссия АН СССР по наименованию образований на обратной стороне Луны присвоила имя Г.С. Жирицкого кратеру диаметром 72 км в области кратера Жуковского. В 1970 году название было утверждено Международным астрономическим союзом.

    Захоронение - объект культурного наследия федерального значения

  • Источники информации
    1. Татарская энциклопедия. - Казань, 2005, т. 2, стр. 386
    2. Георгий Сергеевич Жирицкий в воспоминаниях современников и фотографиях. Из серии «ЖЗЛ КАИ». - Изд-во Казанского государственного технического университета, Казань, 2012
    3. Конструктор из «шарашки» Георгий Жирицкий// Казанские истории
  • Уточнение, внесение изменений в данные:
    Любовь Владимировна Агеева , ageevalv@mail.ru