Виртуальный некрополь
Жирицкий Георгий Сергеевич
-
Дата рождения26 сентября, 1893
-
Место рожденияг.Крапивино Тульской губернии (ныне – Щёкинский район Тульской области)
-
Дата смерти4 июня, 1966
-
Место смертиКазань
-
КладбищеАрское Казань ул. Николая Ершова, д. 25
-
Описание местоположенияЦентральная аллея, справа, если идти от южных ворот
-
Фото захоронения
-
Объект культурного наследияФедеральный
-
Биография
Ученый и конструктор в области турбостроения и паровых машин, доктор технических наук (1937), профессор (1925), заслуженный деятель науки и техники ТАССР (1953) и РСФСР (1961). Основатель школы в области турбомашин, один из основоположников фундаментального инженерного образования в области теплоэнергетики и теплотехники
Родился в семье лесничего. Родители вскоре разошлись, и Георгия воспитывала мать, работавшая счетоводом в Киевской казённой палате, а за-тем – в Киевской городской управе. Уже с 14 лет он самостоятельно зарабатывал, давая уроки.
В 1911 г. с золотой медалью окончил первую Киевскую гимназию и в том же году поступил на механический факультет Киевского политехнического института, который окончил в 1915 г. С 1915 г. был конструктором на заводе «Наваль» Общества николаевских заводов и верфей, в 1918 г. в Севастополе работал гарантийным инженером на судах Черноморского флота, заведовал строительно-техническим отделом городского управления.
В том же году был избран по конкурсу преподавателем кафедры паровых машин Киевского политехнического института, переехал в Киев. С 1925 г. - профессор. В следующем году его назначили деканом механического факультета и избрали заведующим кафедрой паровых машин, которой он руководил до 1929 г.
В 1919-1922 гг. был по совместительству инженером на заводе «Физиохимик», с 1923 по 1926 г. – начальником мастерских на машиностроительном заводе «Укрторф».
В 1926-1927 гг. в ходе научных командировок в Германию познакомился с практикой немецкого турбостроения.
После избрания на должность заведующего кафедрой паровых турбин Московского высшего технического училища в 1929 г. переехал в Москву. В 1929/1930 учебном году одновременно заведовал кафедрой паровых машин в Московском механико-электротехническом институте им. М.В. Ломоносова и Институте народного хозяйства им. Г.В. Плеханова.
В 1930 г. перешел на работу в Московский энергетический институт, где стал первым заведующим кафедрой паровых турбин, организованной под его руководством (1930-1937). В 1931 г. создал при этой кафедре лабораторию паровых турбин. В 1930-1937 гг. был деканом теплотехнического факультета.
В 1933 г. его назначили председателем учебно-методического совета Управления учебных заведений Наркомата тяжелого машиностроения (1930-1937). В 1935-1937 гг. руководил экспертной комиссией ВАК по энергетике.
В 1937 г. Жирицкому без защиты диссертации присвоили ученую степень доктора технических наук. Его работа в МЭИ закончилась в 1937 г., после необоснованного ареста по делу «Промпартии». Он отбывал наказание в Ростове-на-Дону и Москве, работал в ОКБ НКВД, в конструкторской группе при Тушинском авиамоторостроительном заводе №82 НКАП, которая под руководством А.Д. Чаромского занималась конструированием авиационных двигателей. Осенью 1941 г. ОКБ было эвакуировано в Казань, на моторостроительный завод №16. Жирицкий был заместителем главного конструктора в КБ-2.
Работы по созданию РД-1 Государственный комитет обороны признал успешными, и 27 июля 1944 г. Президиум Верховного Сове-та СССР принял решение о досрочном освобождении со снятием судимости с заключенных казанской «шарашки», в том числе с Жирицкого. Полностью он был реабилитирован в 1956 г.
В августе 1944 г. КБ-2 было преобразовано в Опытно-конструкторское бюро реактивных двигателей – ОКБ-РД, известное также под названием ОКБ-СД (специальных двигателей). Жирицкий до 1947 г. был заместителем главного конструктора, одновременно работая в КАИ, на первой в СССР кафедре реактивных двигателей. В 1947 г. он создал кафедру турбомашин, которую возглавлял в течение 18 лет – до 1965 г. В 1957 г. при кафедре появилась проблемная лаборатория.
Жирицкий – автор первого в СССР учебника по паровым турбинам, монографий и учебников по паровым машинам, газовым турбинам, реактивным двигателям летательных аппаратов. Он – один из основоположников фундаментального инженерного образования в области теплоэнергетики и теплотехники.
Профессор Жирицкий подготовил много инженеров и ученых (только в КАИ – 15 кандидатов технических наук, 4 из которых позже защитили докторские диссертации).
По состоянию здоровья в июне 1966 г. Георгий Сергеевич перешел на должность профессора.
В 1961-1965 году был главным редактором журнала «Известия вузов. Авиационная техника».
Г.С. Жирицкий награжден орденами Ленина и «Знак Почета». В 1983 г., к 90-летию со дня его рождения, Совет Министров ТАССР принял постановление о размещении на главном здании КАИ мемориальной доски в честь выдающегося ученого. Его именем назван кратер на обрат-ной стороне Луны, в южном полушарии.
Захоронение - объект культурного наследия федерального значения
-
Источники информации
- Татарская энциклопедия. - Казань, 2005, т. 2, стр. 386
- Георгий Сергеевич Жирицкий в воспоминаниях современников и фотографиях. Из серии «ЖЗЛ КАИ». - Изд-во Казанского государственного технического университета, Казань, 2012
- Конструктор из «шарашки» Георгий Жирицкий// Казанские истории
-
Уточнение, внесение изменений в данные:Любовь Владимировна Агеева , ageevalv@mail.ru