Виртуальный некрополь

Thumb 1547242954

Кашкин Николай Дмитриевич

  • Дата рождения
    27 ноября, 1839
  • Место рождения
    Воронеж
  • Дата смерти
    15 марта, 1920
  • Место смерти
    Казань
  • Кладбище
    Арское Казань ул. Николая Ершова, д. 25
  • Описание местоположения
    Между Центральной и 1-й пешеходной аллеями, за офисом администрации кладбища
  • Фото захоронения
    photo
  • Объект культурного наследия
    Федеральный
  • Биография

    Музыкальный критик, музыковед, педагог, общественный деятель, заслуженный профессор Московской консерватории

    Родился в семье книготорговца Д.А. Кашкина, владельца книжного магазина с библиотекой для бесплатного чтения, который служил своего рода клубом для местной интеллигенции. Отец был большим любителем музыки, играл на гуслях, настраивал фортепиано, писал стихи и рисовал. Он стал первым учителем музыки своих сыновей, один из которых (Дмитрий) впоследствии продолжил профессиональное образование в Московской консерватории у Н.Г. Рубинштейна. С 13 лет Дмитрий выступал как пианист и давал частные уроки игры на фортепиано настолько успешно, что к концу 1850-х годов приобрел в Воронеже репутацию виртуоза и авторитетного педагога.

    Обладая большими способностями к математике (однажды применил к арифметическим задачам алгебраический метод, не зная об этом предмете), Николай Кашкин собирался поступить в Технологический институт. Но в 1860 году по дороге в Петербург под влиянием рассказов попутчика о московской музыкальной жизни предпочел остаться в Москве. В Москве Кашкин познакомился с многими московскими музыкантами, стал одним из ближайших друзей композитора П.И. Чайковского. По словам Г.А. Лароша, «дом Кашкиных начиная с 1865 года долгое время был одним из центров общества профессоров Московской консерватории». Известно, что Кашкин и Чайковский совместно работали над составлением первоначального сценария «Евгения Онегина». Композитор посвятил Н. Д. Кашкину романс «Ни слова, о друг мой».

    Николай Дмитриевич был хорошим пианистом, но посвятил себя педагогике и музыкальной критике. Когда в 1862 он выразил желание завершить профессиональное музыкальное образование в только что открывшейся Петербургской консерватории, Н.Г. Рубинштейн, «высоко ценя его дарование, убедил его не покидать Москвы. Мечтая об открытии консерватории в Москве и, по-видимому, уже тогда предполагая привлечь Кашкина к педагогической работе в ней, Рубинштейн взял на себя обязательство заниматься с ним игрой на фортепиано. Он значительно содействовал росту Кашкина-музыканта и тем обеспечил возможность его работы в открывшейся в 1866 году консерватории в качестве профессора» (Цит. по: Глущенко Г. С. 45). В 1875, будучи профессором консерватории, Кашкин решил держать экзамен на получение диплома свободного художника, однако Совет профессоров консерватории без экзамена единогласно удостоил его этого звания.

    В Московской консерватории проработал до 1896 (плюс 1905/06 уч. г.). В течение почти 40 лет (до 1893) был профессором элементарной теории, обучая один из самых больших классов в консерватории (в конце 1870-х годов число учеников доходило до 100). Вел также обязательное фортепиано (женский класс, 1866-1869), младший класс специального фортепиано (с 1869), историю музыки (с 1876), сокращенный курс гармонии для певцов (с 1881), третий курс сольфеджио (с 1884), гармонию, энциклопедию для певцов (с 1885), историю фортепианной игры (1892–93), историю оперы (1894-1995). В 1905 – 1906 читал лекции по истории музыки. В 1883-1884 годах - член Директории (Временного комитета по управлению консерватории до избрания Н.А. Губерта), исполнял должность инспектора. С.Н. Нюберг-Кашкина вспоминала: «...отец всегда категорически отказывался от всякой административной деятельности и представительства, хотя его, кажется, многие хотели иметь директором, но на моей памяти все директора консерватории всегда в важных случаях совещались с ним» (Кашкина О.К. С. 19–20).

    С 1875 года – профессор. В течение многих лет (1878-1883, 1884-1896, 1905-1906) был секретарем художественного совета консерватории. Такое решение было принято.

    С октября 1863 года преподавал в классах, открытых Императорским Русским музыкальным обществом. В 1908 году Дирекция Московского отделения Императорского Русского музыкального общества исходатайствовала утверждение Кашкина в звании заслуженного профессора.

    По инициативе Н.Г. Рубинштейна, с 1861/1962 сотрудничал в «Московских ведомостях», первым начал вести в газете постоянную музыкальную хронику. Выступал со статьями, пропагандирующими концерты РМО, с 1869 – неутомимый популяризатор музыки Чайковского. Сотрудничал в «Русских ведомостях», журналах «Артист», «Русская музыкальная газета», «Музыка», «Музыкальный современник». Автор учебников по теории музыки, работ по истории Московской консерватории. В 1899 создал фундаментальную работу «Основы понимания музыки», которая осталась не опубликованной.

    Талантливый мемуарист, он опубликовал воспоминания о многих деятелях русского музыкального искусства, в том числе о П.И. Чайковском.

    Его педагогическая и музыкально-общественная деятельность в Москве не ограничивалась только консерваторией. В 1876-1891 годах он был инспектором музыкальных классов в Мариинском училище, свыше 10 лет – член-сотрудник наблюдательного совета Синодального училища церковного пения. Содействовал организации Народной консерватории (1906), был в числе ее педагогов. Один из учредителей и член Музыкально-исторического кружка, Кружка любителей русской музыки А.М. и М.С. Керзиных, общества «Музыкально-теоретическая библиотека», член Музыкально-этнографической комиссии при Московском университете, член-сотрудник Императорского общества любителей естествознания, астрономии и этнографии.

    Автор и переводчик трудов в области истории и теории музыки, а также музыкального образования. В числе наиболее известных: «Учебник элементарной теории музыки», «Начальный учебник хорового пения в связи с элементарной теорией музыки, изложенной в практических примерах», «Очерк истории русской музыки».

    Совместно с Танеевым перевел на русский язык «Учебник форм инструментальной музыки» (1883), «Свободный стиль. Учебник контрапункта и фуги в свободном стиле» Л. Бусслера, «Катехизис истории музыки» и «Акустика с точки зрения музыкальной науки» Г. Римана и др. Содействовал русскому изданию «Музыкального словаря» Римана под редакцией Ю.Д. Энгеля (Москва –Лейпциг, 1901).

    В 1918 году из-за проблем с продовольствием Николай Дмитриевич переехал с семьей в Казань. Принимал деятельное участие в преобразовании Казанского училища Русского музыкального общества в государственную двухступенчатую музыкальную школу, потом преподавал в ней. Обращал особое внимание на изучение музыкального творчества народностей Казанского края. Был инструктором музыкальной секции при политотделе Революционного совета Запасной армии республики. Читал лекции по курсу «Методология истории музыки» на факультете изящных искусств Казанского университета, на Музыкально-педагогических курсах при городском отделе народного образования, выступал с докладами по вопросам музыкального воспитания.

    Награжден орденами Св. Станислава III ступени, Св. Анны III ступени.

    Захоронение - объект культурного наследия федерального значения

  • Источники информации
    1. Татарская энциклопедия. - Казань, 2006, т.3 , стр.273
    2. Кашкин Николай Дмитриевич
  • Уточнение, внесение изменений в данные:
    Любовь Владимировна Агеева , ageevalv@mail.ru