Виртуальный некрополь

Thumb 1588769925

Симонов Михаил Васильевич

  • Дата рождения
    1 августа, 1913
  • Место рождения
    пос.Кутейниково, ныне – в Амвросиевском районе Донецкой области, Украина
  • Дата смерти
    23 апреля, 2004
  • Место смерти
    Казань
  • Кладбище
    Сухая река Песочная 1а
  • Сектор
    X / 7 ВОВ
  • Описание местоположения
  • Фото захоронения
  • Номер регистрации
    1031
  • Биография

    Военный летчик, летчик-испытатель 1-го класса, гвардии полковник, Герой Советского Союза (1942). Участник Великой Отечественной войны

    Михаил Васильевич Симонов родился в семье фельдшера. В 1914 году отца – Симонова Василия Михайловича (1880-1917) – призвали в действующую армию, вскоре он погиб. Старшему брату Петру было в это время всего 9 лет. Мать – Симонова Анна Лаврентьевна (1883-1959) – сумела вырастить пятерых детей, выполняя самую чёрную работу.

    В 1926 году, окончив 7 классов, Симонов поступил в школу фабрично-заводского ученичества. С 1929 по 1930 год работал слесарем-котельщиком в городе Горловка.

    В 1932 году он окончил учебный комбинат Южных железных дорог в городе Харькове, в 1935 году – Балашовскую школу лётчиков Гражданского воздушного флота (ГВФ), получив среднее специальное образование. Работал линейным пилотом на трассе «Владивосток – Могоча» Дальневосточного управления ГВФ в городе Хабаровске. Летал на самолетах Р-5, ТБ-3 и ПС-40.

    В 1937 году в составе экипажа совершил перелёт по маршруту «Хабаровск – Николаевск-на-Амуре – Охотск – Бухта Нагаева – Петропавловск-Камчатский».

    В 1940 году Симонов был призван в РККА и направлен в формировавшийся авиаполк №212 (ДБАП-212, г. Смоленск) под командованием А.Е. Голованова (впоследствии – командующего авиацией дальнего действия, главного маршала авиации). Являлся командиром звена 2-го гвардейского авиационного полка 3-й авиационной дивизии авиации дальнего действия.

    Участник Великой Отечественной войны с первого дня. Свой первый боевой вылет совершил 23 июня 1941 года. Звено М.В. Симонова в составе трёх самолётов ДБ-3Ф получило первое задание: нанести удар по скоплению немецкой техники на границе с Восточной Пруссией.

    Летал на Ил-4 командиром звена. В ДБАП-212 прослужил с января 1942 по май 1943 года. К октябрю 1942 года совершил 150 боевых вылетов. Указом Президиума Верховного Совета СССР от 31 декабря 1942 года за образцовое выполнение боевых заданий командования на фронте борьбы с немецко-фашистскими захватчиками и проявленные при этом мужество и героизм гвардии капитану ему было присвоено звание Героя Советского Союза с вручением ордена Ленина и медали «Золотая Звезда».

    Михаил Васильевич принимал участие в боях за Москву, за Ленинград, Сталинград, на Курской дуге. За годы войны совершил 278 боевых вылетов, сбил 7 истребителей противника. Он совершил ряд удачных полётов на Берлин.

    С лета 1943 года он продолжил боевую службу в 25-м Гвардейском полку АДД. Летал на Пе-8 и провоевал на нем до конца войны, совершил за годы войны 278 боевых вылетов, участвовал во всех крупных операциях – под Москвой, Сталинградом, Ленинградом, на Орловско-Курской дуге. В течение первого года войны он четырежды был подбит, так как полёты выполнялись без прикрытия истребителя, но всякий раз Симонов со своим штурманом Г.И. Несмашным приводили машину на аэродром, спасая и бомбардировщик, и экипаж.

    В числе первых Симонов был награжден орденом Отечественной войны I степени, за номером 18.

    В 1942 году Симонов был принят в ВКП(б).

    Ему поручали сложнейшие задачи, выполнявшиеся исключительно ночью – в частности, разыскать цель и осветить её бомбами САБ-100.

    В 1943 году Симонова перевели в другую часть – на четырёхмоторный самолёт Пе-8.

    Он был участником всех послевоенных воздушных парадов на Красной площади.

    По окончании Великой Отечественной войны М.В. Симонов продолжил службу в дальней авиации на Крайнем Севере. В 1947 году он окончил курсы усовершенствования офицерского состава. В 1949 году первым в мире посадил тяжёлый самолет Ту-4 на Северном полюсе. В задачу экипажа входило высадить членов арктической экспедиции «Северный полюс-2» и впоследствии обеспечивать их горючим. Он принимал участие в отработке ядерной защиты Москвы.

    С 1950 года полковник М.В. Симонов служил лётчиком-испытателем при военном представительстве на Казанском авиационном заводе №22 имени С.П. Горбунова (ныне – ПАК «Казанский авиационный завод имени С.П. Горбунова»). С 1952 года – лётчик-испытатель Министерства авиационной промышленности СССР, с 1954 года – старший лётчик-испытатель, с 1961 года – заместитель начальника лётной испытательной станции по летной работе.

    В течение двенадцати лет им испытывались все модели самолётов, выпускавшиеся на предприятии. Испытывал первый советский реактивный пассажирский лайнер Ту-104 и стратегический бомбардировщик Ту-16. Всего ему довелось испытать и облетать двадцать четыре типа самолётов.

    М.В. Симонов – один из пяти Героев Советского Союза, работавших на Казанском авиационном заводе №22 имени С. П. Горбунова (КАПО имени С. П. Горбунова). Помимо него, на предприятии трудились Герои Советского Союза, лётчики-испытатели Н.Н. Аржанов, А.Г. Васильченко, В.В. Истомин и Б.В. Машковцев.

    С 1961 года – в запасе. В 1961-1962 годах работал заместителем начальника лётной испытательной станции в Казани. Потом ушел в отставку. Жил в Казани. На пенсии посвятил себя общественной работе, военно-патриотическому воспитанию молодёжи. До конца жизни оставался верен коммунистическим идеалам. В 1999-2002 годах перечислял деньги учёным, отвечающим за сохранность тела В.И. Ленина в Мавзолее. Оказывал материальную помощь детскому приюту в Авиастроительном районе города Казани и детской библиотеке.

    М.В. Симонов был награждён тремя орденами Ленина, тремя орденами Красного Знамени, двумя орденами Отечественной войны 1-й степени, двумя орденами Красной Звезды, медалями: «За боевые заслуги», «За оборону Москвы», «За оборону Ленинграда», «За оборону Сталинграда», «За победу над Германией в Великой Отечественной войне 1941-1945 гг.» и другими.

    В браке с Марией Васильевной Симоновой (1919-1999) родились сын – Василий Михайлович (1938) и дочь – Зинаида Михайловна (1941).

    М. В. скончался на 91-м году жизни в Казани 24 апреля 2004 года. Гражданская панихида проходила 26 апреля 2004 года в ДК имени В.И. Ленина. В тот же день он был похоронен со всеми воинскими почестями на кладбище «Сухая река».

    7 мая 2005 года на могиле М.В. Симонова был торжественно открыт памятник. На гранитной стеле изображён лётчик-герой в парадном мундире со всеми наградами, на постаменте помещена надпись: «Герои уходят, а память о них вечна».

    Имя М. В. Симонова было присвоено пионерской дружине школы села Куркуль Алексеевского района Татарской АССР. Постановлением главы администрации города Казани от 8 апреля 2005 года в Авиастроительном районе Казани участок улицы Шатурской от улицы Годовикова до пересечения с улицей Челюскина был назван лицей Симонова. На доме №6 по этой улице – памятная доска с надписями на русском и татарском языках о том, что эта улица названа в честь Героя Советского Союза, полковника ВВС, участника Великой Отечественной войны М. В. Симонова. Впоследствии она была заменена новой мемориальной доской с портретом М. В. Симонова. В настоящее время она укреплена на здании средней общеобразовательной школы №62. В школьном музее 69-й гвардейской Краснознамённой Звенигородской стрелковой дивизии имеются два стенда, посвящённые памяти М. В. Симонова.

  • Источники информации
    1. Татарская энциклопедия. – Казань, 2010. Т.5, стр.322
  • Уточнение, внесение изменений в данные:
    Любовь Владимировна Агеева , ageevalv@mail.ru